По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Теория вероятностей, математическая статистика, информатика: методики обучения студентов гуманитарных специальностей

Гаврилова Ольга Викторовна старший преподаватель кафедры информатики и математики АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
Телепин Александр Михайлович доцент кафедры информатики и математики АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
Буренин Сергей Николаевич заместитель заведующего кафедрой, доцент кафедры информатики и математики АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
Кондаков Николай Сергеевич кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и математики АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
Башмакова Елена Исмаиловна заместитель заведующего кафедрой, старший преподаватель кафедры информатики и математики АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5., E-mail: kafi nfmosgu@mail.ru

В статье показано, что изучение теории вероятностей и математической статистики входит в учебные планы нескольких факультетов МосГУ, так как имеет важность для студентов гуманитарных факультетов. Это связано с тем, что использование математических методов для решения практических задач по различным специальностям или направлениям обучения как естественного, так и гуманитарного направления является характерной чертой нашего времени. В статье раскрываются отдельные аспекты методики преподавания данных курсов.

Элементы теории вероятностей и математической статистики находят применение в лингвистике, социологии, психологии, юриспруденции, в исторических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах и поэтому могут являться ядром курса высшей математики для гуманитарных факультетов.

Изучение теории вероятностей способствует формированию представления об окружающем мире как мире случайных явлений и процессов, которые тем не менее подчиняются определенным закономерностям. Также в процессе обучения восполняются пробелы в математическом образовании, которое было получено в средней школе. Большинство студентов, несмотря на то что данный раздел рекомендовано включить в школьный курс математики, не владеют таким понятием, как вероятность, не различают достоверные, случайные и невозможные события, не могут оценить шансы наступления того или иного результата. Студент, освоивший курс, сможет применить методы комбинаторики, вероятности и математической статистики по своей специальности или направлению обучения. И тем самым будет более ценным работником.

Трудности преподавания теории вероятностей связаны с уровнем математических знаний студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах, их отношением к математике как предмету, отсутствием должной подготовки в школе.

Математическая подготовка студентов гуманитарных специальностей обладает рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

— часто просто полное неприятие математики;

— поскольку при приеме в университет знание математики не является решающим, студенты могут демонстрировать объем математических знаний в большом диапазоне;

— низкий уровень навыков математического самообразования.

Иногда можно столкнуться с такой ситуацией, когда студенты не решают задачу, а подбирают ответ. При этом они считают, что именно так и надо поступать. Как правило, у студентов гуманитарных специальностей совершенно отсутствует способность к созданию алгоритма поиска решения задачи. Поэтому следует избегать неоправданной формализации математических знаний, делающих их труднодоступными для студентов с гуманитарным стилем мышления.

Для Цитирования:
Гаврилова Ольга Викторовна, Телепин Александр Михайлович, Буренин Сергей Николаевич, Кондаков Николай Сергеевич, Башмакова Елена Исмаиловна, Теория вероятностей, математическая статистика, информатика: методики обучения студентов гуманитарных специальностей. Ученый совет. 2015;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: