По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 34

Теория сложна, правовые институты непонятны: с каких общепрофессиональных дисциплин начинать обучение юристов в вузе?

И.В. Упоров д-р истор. наук, канд. юрид. наук, профессор кафедры конституционного и административного права, Краснодарский университет МВД России

Автор рассматривает некоторые аспекты, связанные с изучением основных общепрофессиональных учебных дисциплин студентами первого курса по юридической специальности. В частности, отмечается, что имеется вопрос о том, что следует изучать раньше: теорию или историю государства и права? Кроме того, нередко тексты учебников для первокурсников пишутся неоправданно сложным языком. Обосновываются предложения по совершенствованию методологии изучения студентов-юристов на первом курсе обучения.

Литература:

1. Беляева Л.А. Современные тенденции развития образовательного пространства / Современное образовательное пространство: проблемы и перспективы // Материалы Международной научной конференции. — Екатеринбург, 2007.

2. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. — М., 2004.

3. Кабанкова Е.Н. Формирование познавательной самостоятельности студентов: теоретические аспекты // Вопросы методики преподавания в вузе. 2015. — № 4.

Известно, что студенты, поступившие на юридический факультет вуза по специальности «Юриспруденция», с первых же занятий сталкиваются с материей, доселе им непонятной. Причем трудности освоения правового материала на первом курсе бывают такие, что и на завершающем этапе обучения, на государственном экзамене по теории государства и права некоторые студенты показывают не понимание теоретико-правовых категорий, а лишь умение запоминать соответствующие формулировки из учебников или конспектов лекций1 .

Однако проблема здесь не только и не столько в студентах, сколько в подходе к их обучению. Дело в том, что действующий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», а вслед за ним учебные планы вузов предусматривают изучение дисциплин, которые по своему содержанию для вчерашних школьников, не обогащенных социальным опытом (а таких среди абитуриентов юридических факультетов абсолютное большинство), по многим аспектам просто «не по зубам».

Так, в числе общепрофессиональных дисциплин Госстандартом предусмотрены «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран» (выбраны те дисциплины, которые имеют общеправовой характер и изучаются, как правило, на первом курсе). Из указанных предметов большинство вузов включают в учебные планы на первый семестр «Теорию государства и права» и «Историю отечественного государства и права» либо «Историю государства и права зарубежных стран», либо обе «Истории» одновременно.

Таким образом, студент-юрист свое знакомство с юриспруденцией в вузе начинает с одновременного изучения по меньшей мере двух дисциплин: «Теории государства и права» и одной из «Историй» государства и права (как правило, все же превалирует изучение отечественного государства и права).

И здесь возникает проблема первичности изучения этих дисциплин. Например, при изучении истории государства и права в соответствии со стандартом и соответствующими рабочими программами студенту необходимо давать сведения о развитии государственных и правовых институтов. В частности, в учебниках о развитии древнерусского права говорится о том, что судебный процесс имел состязательную форму, а объектами преступлений были в основном личность и собственность. Но ведь студент еще не знает сущности судебного процесса, он не изучал понятия преступления (а между тем вопросы эти непростые, поскольку, например, и сейчас среди процессуалистов нет однозначного мнения о понятиях состязательного и розыскного процесса). Студент получает информацию об указанных и многих других правовых институтах, не усвоив их сути.

Для Цитирования:
И.В. Упоров, Теория сложна, правовые институты непонятны: с каких общепрофессиональных дисциплин начинать обучение юристов в вузе?. Юрист ВУЗа. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: