По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Теория квантования учебных текстов

Аванесов Вадим Сергеевич доктор педагогических наук, профессор, e-mail: testolog@mail.ru

В данной работе исследуются вопросы теории квантования учебных текстов. Квантованные учебные тексты и задания в тестовой форме становятся средством новой образовательной технологии. Квантование создает лучшие условия для понимания содержания учебных текстов, а тестовый компьютерный самоконтроль обеспечивает усвоение знаний, содержащихся в таких текстах.

Литература:

1. Аванесов В.С. Знания как предмет педагогического измерения // Педагогические измерения. — 2005. — № 3.

2. Аванесов В.С. Методическая модернизация российского образования. http://viperson.ru/wind.php?ID=651644&soch=1

3. Аванесов В.С. О самой гуманной форме контроля // Учительская газета. http://www.ug.ru/99.14/t12.htm

4. Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях // Педагогические измерения. — 2012. — № 2. — С. 75–91; Аванесов В.С. Проблема соединения тестирования с обучением // Педагогические измерения. — 2013. — № 3. — С. 16–28. См. также: http://viperson.ru/ wind.php?ID=665998&soch=1

5. Александров Е.П. Учебный текст: опыт дефиниции и типологического анализа. http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/ rus_readme.php?subaction=showfull&id=1273044931&archive=&sta rt_from=&ucat=&

6. Артюшкин О.В., Романюк В.В., Ерахтина С.В. Особенности создания электронных учебников в вузах. http://yandex.ru/yandsearch?c lid=1667626&lr=213&text

7. Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. — С. 130.

8. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. — Екатеринбург, 2000. http://www. twirpx.com/fi le/797604/

9. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — Изд. 4-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2006. — 144 с. (Лингвистическое наследие XX века.)

10. Глущенко Н.В. Учебный текст как объект исследования. http://ilogoped.ucoz.ru/publ/uchebnyj_tekst_kak_obekt_issledovanija/1-1-0-1 10

11. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. — М.: Наука, 1984. — С. 240.

12. Зудин А. http://do.gendocs.ru/docs/index-70780.html?page= 4#2293716

13. Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2). http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/ glava_8_1.html

14. Лавров О. Дистанционное обучение: учебный текст. http://vio. uchim.info/Vio_19/cd_site/articles/art_1_24.htm

15. Новые образовательные и аттестационные технологии в медицинском вузе: квантованные учебные тексты с заданиями в тестовой форме. Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова. Центр педагогических измерений В.С. Аванесова. Кн. 1 и 2. — Алматы, 2012.

16. Петренко В. Учебники в России все хуже и хуже. http:// www.gazeta.ru/education/2006/09/20_a_837211.shtml

17. Разработка педагогического контента (квантованных текстов) по биохимии. http://viperson.ru/wind.php?ID=669024&soch=1

18. Рицема Ян. Манифест школьной революции. http:// www.vlad.aif.ru/edu/article/24847

19. Родионова О.С. К вопросу о единицах членения текста. http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-edinitsah-chleneniyateksta#ixzz2rMWoK4bh

20. Рыбанов А.А. Количественные метрики для оценки качества квантования учебной информации // Педагогические измерения. — 2013. — № 4. — С. 3–12.

21. Федоров Б.И. Учебная информация как средство обучения и развития интеллекта. http://dissers.ru/1/1818-1-fedorov-uchebnayainformaciya-kak-sredstvo-obucheniya-razvitiya-intellekta-specifikauchebnogo-teksta-teks.php

22. Фурсенко А. Большая часть школьных учебников никуда не годится.

23. http://www.regnum.ru/news/688219.html

24. http://viperson.ru/wind.php?ID=318679&soch=1

25. http://tnu.podelise.ru/docs/index-336065.html

26. Феодоритов Ю. Сравнительный обзор концепций теоретиков текста. http://zarealie.narod.ru/u110__.htm 21.

27. Характеристика качеств знаний учащихся. http://lib.convdocs. org/docs/index-192158.html

Писательство — вещь простая.

Из двух фраз следует выбрать ту, что короче;

из двух слов — то, что проще; из двух описаний — то, что яснее.

Джон Стейнбек

Квантованием называется разделение учебного текста на сравнительно короткие части. Помимо разделения (членения), текст заметно сокращается, редактируется так, чтобы стать более понятным большинству, если не всем учащимся (студентам) так называемой целевой группы. Это означает, что квантование выполняется с учетом уровня подготовленности потенциальных читателей. Пониманию способствуют заголовки, формулируемые к каждой части в процессе квантования. Квантование позволяет делать учебный текст короче, понятнее, доступнее, интереснее, запоминающимся.

Членение и сокращение учебного текста вместе с формулированием подзаголовков для каждой части является основным методом квантования текста. Заголовки подбираются так, чтобы наилучшим образом выразить смысл каждой части. В коммуникативной лингвистике считается бесспорным утверждение, что членение текста в целом и отдельных высказываний способствует пониманию. Поэтому там сегментация текста и выявления единиц членения являются чрезвычайно актуальными [19]. А.А. Рыбанов определяет квантование как разделение учебной информации на элементарные фрагменты (учебные единицы, шаги, кадры) различного назначения (информационные, тренирующие, контролирующие, управляющие). Объем текстовой информации в этих фрагментах должен быть ограничен [20].

Потребность в квантовании текстов вытекает из проблемной ситуации. Качество учебников и учебной литературы в России низкое. По мнению педагогов-практиков, большинство школьных учебников для детей скучны, тяжелы и неудобоваримы [16]. Даже по официальному признанию, 80% школьных учебников содержат грубые ошибки и допускаться к обучению не должны [22]. Действительно, как сказал бывший министр образования А.А. Фурсенко, «большая часть школьных учебников никуда не годится. В вузах ситуация такова, что почти каждый филиал выпускает свой учебник. И это неправильно. Мы будем добиваться улучшения качества учебной литературы. Но экспертом по образовательным ресурсам должен быть не чиновник, а независимый профессионал» [22].

Для Цитирования:
Аванесов Вадим Сергеевич, Теория квантования учебных текстов. Ученый совет. 2014;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: