Писательство — вещь простая.
Из двух фраз следует выбрать ту, что короче;
из двух слов — то, что проще; из двух описаний — то, что яснее.
Джон Стейнбек
Квантованием называется разделение учебного текста на сравнительно короткие части. Помимо разделения (членения), текст заметно сокращается, редактируется так, чтобы стать более понятным большинству, если не всем учащимся (студентам) так называемой целевой группы. Это означает, что квантование выполняется с учетом уровня подготовленности потенциальных читателей. Пониманию способствуют заголовки, формулируемые к каждой части в процессе квантования. Квантование позволяет делать учебный текст короче, понятнее, доступнее, интереснее, запоминающимся.
Членение и сокращение учебного текста вместе с формулированием подзаголовков для каждой части является основным методом квантования текста. Заголовки подбираются так, чтобы наилучшим образом выразить смысл каждой части. В коммуникативной лингвистике считается бесспорным утверждение, что членение текста в целом и отдельных высказываний способствует пониманию. Поэтому там сегментация текста и выявления единиц членения являются чрезвычайно актуальными [19]. А.А. Рыбанов определяет квантование как разделение учебной информации на элементарные фрагменты (учебные единицы, шаги, кадры) различного назначения (информационные, тренирующие, контролирующие, управляющие). Объем текстовой информации в этих фрагментах должен быть ограничен [20].
Потребность в квантовании текстов вытекает из проблемной ситуации. Качество учебников и учебной литературы в России низкое. По мнению педагогов-практиков, большинство школьных учебников для детей скучны, тяжелы и неудобоваримы [16]. Даже по официальному признанию, 80% школьных учебников содержат грубые ошибки и допускаться к обучению не должны [22]. Действительно, как сказал бывший министр образования А.А. Фурсенко, «большая часть школьных учебников никуда не годится. В вузах ситуация такова, что почти каждый филиал выпускает свой учебник. И это неправильно. Мы будем добиваться улучшения качества учебной литературы. Но экспертом по образовательным ресурсам должен быть не чиновник, а независимый профессионал» [22].