Еще Аристотель (IV в. до н.э.) классифицировал причины падения производительности труда на материальные, формальные (через понятия и форму), конечные (целенаправленные информационно по знаниям) и действующие (через причины и обстоятельства). Становится реальностью предположение о том, что Вселенная не вакуум, а, по Дираку, «самая плотная упаковка», заполненная «загадочной» плотной субстанцией как темной материей и темной энергией. Именно последняя заставляет через непрерывное развитие хаоса ускоренно расширяться Вселенную. Производительность в свою очередь требует противоположного — материализации и порядка. Хотя еще считаются реальными мнения о том, что «никто не думает об использовании темной материи для «народного хозяйства», это, как минимум, не точно. Введено понятие о некоторой частице — «ВАМП» (англ., Weakly Interacting Massive Particly — «слабовзаимодействующая массивная частица»), предполагающая (Нобелевская премия 2014 г.) признание ее носителем темной материи. Иначе — способность влиять на производительность не строго через управляемую «геймофикацию» как введение и учет игровых элементов в неигровую реальную и виртуальную деятельность по ее количественной оценке, но и использование синергетической самоорганизации материи как основы актуального (живого) и прошлого труда (Шаттелес Т.).
При этом время является базовой переменной, которая «входит в определение единицы производительности в динамике».
Моррис Ч. (1938), Лиотар Ж.Б. (1998), вводя различия между синтаксической, семантической и прагматической областями, признали:
1. Критерии научного знания — оценка истинности (прагматичности).
2. Научная игра при этом содержит и память, и проект. Это и может как-то рассматривать синергетичность самоорганизации как самопроявления временного порядка в условиях хаоса расширяющейся Вселенной. Здесь «геймофикация» любопытна: правил на самоорганизацию производительности в части темной матери не существует, но игра (как борьба за рост производительности) идет.