Внедрение инноваций все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности производимой продукции, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности предприятия. Поэтому производственные коллективы промышленных предприятий, преодолевая экономические трудности, своими силами активно ведут собственные разработки в области конструкторских и технологических инноваций.
В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научнотехнического развития в реальное, воплощающееся в новых продуктах и технологиях.
В литературе насчитываются десятки определений. По признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.
Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
Б. Санто считает, что инновация — это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может принести добавочный доход.
Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.
Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования как отечественных, так и зарубежных предприятий. Можно говорить, что на предприятия оказывает давление внешний и внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей, развитии рынков товаров и услуг и, как следствие, в усилении конкуренции, общемировом развитии новых разнохарактерных технологий, глобализации спроса и предложения.