По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры истории искусств Высшей школы народных искусств (академии).

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Богуславская И.Я. Северные сокровища (О народном искусстве Севера и его мастерах). — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. — 80 с.

2. Буторин Н.Д. Жизнь в любимом деле. — Архангельск: Правда Севера», 2011. — 120 с.: ил.

3. Быстрова Е.В. Холмогорская резьба по кости последней четверти ХХ века. Возрожденные традиции. — М.: ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 2005. — 193 с.: ил.

4. Василенко В.М. Северная резная кость // Народное искусство: избранные труды о народном творчестве X–XX веков. — М.: Сов. художник, 1974. — 296 с.: ил.

5. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. — М.: Наука, 1979. — 112 с.: ил.

6. Колобов В.Н. Материаловедение: Учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная резьба по кости». — СПб.: ВШНИ, 2017. — 90 с.: ил.

7. Колобов В.Н. Проектирование: Учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная резьба по кости». — СПб.: ВШНИ, 2016. — 41 с.: ил.

8. Рехачев М.В. Холмогорская резьба по кости. — Архангельск: Арханг. обл. гос. изд-во, 1949. — 91 с.

9. Северная резная кость: (Холмогоры, Тобольск, Чукотия) / В.М. Василенко; под ред. проф. Н.Н. Соболева. — М.: КОИЗ: Центр. тип. им. Ворошилова, 1947. — 107 с.: ил.

10. Северная резная кость: Альбом / Н.И. Вышар, А.Л. Габышева, Н.О. Крестовская, В.А. Субботина, Ю.А. Широков. — М.: Интербук-бизнес, 2003. — 176 с.: ил.

11. Темерин С.М. Резьба по кости // Русское декоративное искусство. Т. 1. — М.: Искусство, 1962. — С. 411–426.

12. Темерин С.М. Резьба по кости // Русское декоративное искусство. Т. 2. — М.: Искусство, 1963. — С. 481–502.

13. Уханова И.Н. Резьба по кости в России XVIII–XIX вв. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — 240 с.: ил.

14. Уханова И.Н. Севернорусская резная кость XVII–XIX веков. — СПб.: Славия, 2005. — 179 с.: ил.

15. Холмогорская резьба по кости конца XVII–XX веков: каталог выставки / Авт. сост. Тарановская Н.В. — Л.: ГРМ, 1984. — 144 с.: ил.

Статья поступила 03.02.2019 г.

Резьба по кости — один из наиболее древних видов обработки материалов: самые ранние произведения датируются эпохой палеолита — это вырезанные фигурки животных и «палеолитических венер» с элементами гравировки. Дальнейшие этапы развития этого вида прикладного искусства связаны с древними цивилизациями — Древним Египтом, Месопотамией, Древней Грецией и Древним Римом, Византией. Западная Европа, во многом унаследовавшая элементы культуры Византии, восприняла и традиции художественной резьбы по кости.

В Древней Руси обработка кости также известна издавна: археологи находят изделия, датируемые X в. Постепенно на территории России выделяются несколько центров косторезного искусства: села Холмогоры и Ломоносово в Архангельской области, Тобольск в Тюменской области, Якутск (Республика Саха), поселок Уэлен (Чукотка). Каждый из них обладает собственным неповторимым образным строем произведений, излюбленными композициями, сюжетами, ассортиментом изделий. Стилистические особенности резьбы этих центров обусловлены культурными традициями региона и распространением материала, с которым работали мастера.

Так, для холмогорской резьбы по кости типична ажурная резьба, органично сочетающаяся с рельефной и скульптурной резьбой, цветной гравировкой. В Тобольске и Якутске, где основной материал — бивень мамонта, преобладают скульптурные композиции, раскрывающие особенности бытового уклада народов Севера. На Чукотке доминирующей является гравировка сюжетных сцен на моржовых клыках, но сохраняется и скульптура с обобщенными, мягкими, пластичными формами.

Помимо исторически сформировавшихся центров резьбы по кости, традиции которых насчитывают несколько столетий, существуют и молодые, выделившиеся в XX в.: город Хотьково (Московская область) и поселок Варнавино (Нижегородская область).

В процессе освоения данной темы вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

• Какие художественно-выразительные средства являются доминирующими в определении своеобразия каждого вида резьбы по кости — скульптурной, рельефной, ажурной, гравированной?

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*. Вопросы культурологии. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: