Статья поступила 03.02.2019 г.
Художественная роспись ткани — один из видов традиционного прикладного искусства, включающий в себя разнообразные способы нанесения рисунка на ткань с помощью специальных красок, инструментов и приспособлений. Горячий и холодный батик, свободная роспись и узелковая окраска ткани, аэрография и травление, живопись на шелке и трафаретная роспись, кубовая и верховая набойка — вот те методы и техники, которые позволяют воплотить замысел творца, передать его идею посредством художественного образа. Произведения художественной росписи ткани находят широкое применение в дизайне одежды, оформлении интерьера.
Первые упоминания о декорировании тканей встречаются еще в труде «Естественная история» древнеримского ученого Плиния. Наиболее известны способы оформления материалов с помощью резервирующего состава (смола, пчелиный воск, глинозем), не позволяющего краске проникать в структуру ткани. Впоследствии, после окрашивания полотна погружением в краску, резерв удаляется, в результате чего получается белый рисунок на окрашенном фоне. На этом принципе строится техника горячего батика, кубовой набойки. Подобные методы украшения тканей были известны в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, в Южной Америке, Африке, Европе. В Индонезии на острове Ява они используются до сих пор и называются «батик» (ba — «хлопчатобумажная ткань», tik — «точка», «капля»). Противоположный метод — когда в основе лежит белая ткань, и узор наносится краской, не менее популярен (холодный батик, верховая набойка, свободная и трафаретная роспись, аэрография).
В России искусство художественной росписи ткани было известно еще с XVI в.: сохранились многочисленные образцы верховой набойки, которую постепенно к XIX в. вытеснила кубовая. Холодный и горячий батик, а также различные варианты росписи тканей привлекли мастеров лишь в конце XIX — начале XX в. В настоящий момент не только батик, но и набойка по ткани имеют своих почитателей, которые воссоздают и старинные рисунки, и разрабатывают новые современные мотивы.