По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*

Куракина Ирина Игоревна кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры истории искусств Высшей школы народных искусств (академии), ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail:ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Арсеньева Е.В. Ивановские ситцы: Альбом. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 216 с.

2. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские набивные ткани XVI–XVIII веков. — М.: Искусство, 1973. — 68 с.

3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». — М.: Владос, 2008. — 250 с.

4. Гордеева О.Г., Ефимова Л.Ф., Кузнецова М.А., Лукашевич Г.Б. Русские узорные ткани. XVII — начало XX века. — М.: Государственный Исторический музей, 2004. — 224 с.

5. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: Радуга, 2002. — 240 с.

6. Немеренко Н.Н. Проектирование : учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись ткани». — СПб.: ВШНИ, 2017. — 113 с.: ил.

7. Официальный сайт предприятия «Павловопосадская платочная мануфактура» — http://platki.ru (дата обращения 11.11.2017).

8. Плотникова М.В. Кубовая набойка в России XIX–XX вв.: Каталог. — СПб.: Государственный Русский музей,1995. — 124 с.

9. Салтанова Ю.С. Художественная роспись ткани: учебно-методическое пособие. — М.: ВШНИ, 2014. —115 с.: ил.

10. Соболев Н.Н. Набойка в России. — М: Изд-во В. Секачев, 2016. — 112 с.

11. Танкус О.В. Художественная роспись ткани // Основы художественного ремесла: Вышивка. Кружево. Худож. ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей: практическое пособие для руководителей школьных кружков / Под ред. В.А. Барадулина и О.В. Танкус. — М.: Просвещение, 1978–1979. — С. 203–229.

12. Толстухина Н.В., Полосинова Н.А. Павловопосадские шали. — М.: Интербук-бизнес, 2007. — 176 с.

Статья поступила 03.02.2019 г.

Художественная роспись ткани — один из видов традиционного прикладного искусства, включающий в себя разнообразные способы нанесения рисунка на ткань с помощью специальных красок, инструментов и приспособлений. Горячий и холодный батик, свободная роспись и узелковая окраска ткани, аэрография и травление, живопись на шелке и трафаретная роспись, кубовая и верховая набойка — вот те методы и техники, которые позволяют воплотить замысел творца, передать его идею посредством художественного образа. Произведения художественной росписи ткани находят широкое применение в дизайне одежды, оформлении интерьера.

Первые упоминания о декорировании тканей встречаются еще в труде «Естественная история» древнеримского ученого Плиния. Наиболее известны способы оформления материалов с помощью резервирующего состава (смола, пчелиный воск, глинозем), не позволяющего краске проникать в структуру ткани. Впоследствии, после окрашивания полотна погружением в краску, резерв удаляется, в результате чего получается белый рисунок на окрашенном фоне. На этом принципе строится техника горячего батика, кубовой набойки. Подобные методы украшения тканей были известны в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, в Южной Америке, Африке, Европе. В Индонезии на острове Ява они используются до сих пор и называются «батик» (ba — «хлопчатобумажная ткань», tik — «точка», «капля»). Противоположный метод — когда в основе лежит белая ткань, и узор наносится краской, не менее популярен (холодный батик, верховая набойка, свободная и трафаретная роспись, аэрография).

В России искусство художественной росписи ткани было известно еще с XVI в.: сохранились многочисленные образцы верховой набойки, которую постепенно к XIX в. вытеснила кубовая. Холодный и горячий батик, а также различные варианты росписи тканей привлекли мастеров лишь в конце XIX — начале XX в. В настоящий момент не только батик, но и набойка по ткани имеют своих почитателей, которые воссоздают и старинные рисунки, и разрабатывают новые современные мотивы.

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*. Вопросы культурологии. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: