По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское кружево XVI–XIX веков. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1959. — 68 с.

2. Ведерникова Л.В. Балахнинское кружево. — Н. Новгород: Литера, 2008. — 144 с.

3. Воронова Л.И. Киришские кружева // Музей народного искусства и художественные промыслы: Сборник трудов НИИХП. — Вып. 5. — М.: Изобразительное искусство, 1972.

4. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы: Исследование историческое, техническое и статистическое (таблицы). — СПб.: Типография С.А. Суворина, 1892. — 74 с.: ил.

5. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 210 с.

6. Кружево вдохновляет: Работы студентов Высшей школы народных искусств (института) / Е.А. Лапшина, В.Ф. Максимович. — СПб.: ВШНИ, 2017. — 87 с.: ил.

7. Пересторонина В.Д. Вятские кружева. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. — 126 с.

8. Проектирование художественного кружевоплетения: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений по направлению «Декоративноприкладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественное кружевоплетение» / Е.А. Лапшина, В.Ф. Максимович. — СПб.: ВШНИ, 2014. — 180 с.

9. Работнова И.П. Русское народное кружево. — М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1956. — 110 с.

10. Сорокина М.А. История художественного кружевоплетения: Учебник для высших учебных заведений по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественное кружевоплетение» / Научн. ред. В.Ф. Максимович. — СПб.: ВШНИ, 2009. — 150 с.

11. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 336 с.

Статья поступила 03.02.2019 г.

Кружево — ажурный орнамент, созданный путем переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканой основы. Появляется этот вид изящного женского рукоделия в Западной Европе на рубеже XV–XVI вв. сначала в Италии, позднее — во Франции, Бельгии, Англии. Ранние образцы представляют преимущественно игольное кружево, по технологии создания близкое сквозным ажурным вышивкам; несколько позже появляется кружево, плетенное на коклюшках.

Точной даты возникновения кружевоплетения в России не существует. Согласно сведениям С.А. Давыдовой — известной исследовательницы XIX в., первое упоминание самого слова «кружево» встречается еще в Ипатьевской летописи XII в. при описании одежд князя Даниила Галицкого. Однако достоверно неизвестно, идет ли речь о подлинном кружеве — изделии, образованном переплетением нитей и не имеющем тканой основы, или об отделке, «окружавшей» подол облачения.

Сохранившиеся образцы работ русских кружевниц представляют собой произведения, выполненные из золотых и серебряных нитей, предназначавшиеся для отделки одежд священнослужителей и элементов церковной утвари; они хранятся в ризнице Троице-Сергиевой лавры и датируются XV в.

Нитяное кружево появляется в России лишь в конце XVII в., оно было иностранного происхождения. После реформ Петра I, повлиявших на распространение костюма европейского типа, применение кружева как одного из видов декоративной отделки становится значительно шире. Таким образом, в XVIII в. в России налаживается производство собственного нитяного кружева. Его плетением занимались во многих монастырях и помещичьих мастерских; оно проникает в крестьянскую среду.

На художественное своеобразие русского кружевоплетения во многом оказали влияние традиции европейских центров — Шантильи, Валаньсена и др. Вместе с тем каждый вид русского кружевоплетения — вологодское, михайловское, елецкое, блахнинское и другие — выработал и обладает своими художественно-стилистическими особенностями, которые сохраняются кружевницами и по сей день.

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: