Статья поступила 03.02.2019 г.
Кружево — ажурный орнамент, созданный путем переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканой основы. Появляется этот вид изящного женского рукоделия в Западной Европе на рубеже XV–XVI вв. сначала в Италии, позднее — во Франции, Бельгии, Англии. Ранние образцы представляют преимущественно игольное кружево, по технологии создания близкое сквозным ажурным вышивкам; несколько позже появляется кружево, плетенное на коклюшках.
Точной даты возникновения кружевоплетения в России не существует. Согласно сведениям С.А. Давыдовой — известной исследовательницы XIX в., первое упоминание самого слова «кружево» встречается еще в Ипатьевской летописи XII в. при описании одежд князя Даниила Галицкого. Однако достоверно неизвестно, идет ли речь о подлинном кружеве — изделии, образованном переплетением нитей и не имеющем тканой основы, или об отделке, «окружавшей» подол облачения.
Сохранившиеся образцы работ русских кружевниц представляют собой произведения, выполненные из золотых и серебряных нитей, предназначавшиеся для отделки одежд священнослужителей и элементов церковной утвари; они хранятся в ризнице Троице-Сергиевой лавры и датируются XV в.
Нитяное кружево появляется в России лишь в конце XVII в., оно было иностранного происхождения. После реформ Петра I, повлиявших на распространение костюма европейского типа, применение кружева как одного из видов декоративной отделки становится значительно шире. Таким образом, в XVIII в. в России налаживается производство собственного нитяного кружева. Его плетением занимались во многих монастырях и помещичьих мастерских; оно проникает в крестьянскую среду.
На художественное своеобразие русского кружевоплетения во многом оказали влияние традиции европейских центров — Шантильи, Валаньсена и др. Вместе с тем каждый вид русского кружевоплетения — вологодское, михайловское, елецкое, блахнинское и другие — выработал и обладает своими художественно-стилистическими особенностями, которые сохраняются кружевницами и по сей день.