По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. — М.: Искусство, 1972. — 164 с.

2. Божьева Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. — М.: Северный паломник, 2008. — 261 с.: ил.

3. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства: Альбом / Сост. Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. — М.: Советская Россия, 1990. — 318 с.

4. Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области (рассказы о народном искусстве). — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983. — 190 с.

5. Климова Н.Т. Русское золотошвейное искусство. — М.: Искусство, 1979. — 115 с.

6. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М.: Наука, 1978. — 216 с.

7. Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье. — М.: Красная площадь, 2004. — 496 с.

8. Моисеенко Е.Ю. Русская вышивка XVII — начала ХХ века. Из собрания Государственного Эрмитажа. — Л.: Художник РСФСР, 1978. — 210 с.

9. Художественная вышивка: работы студентов Высшей школы народных искусств (института) / С.Ю. Камнева, Е.В. Сайфулина; научн. ред. В.Ф. Максимович. — СПб.: ВШНИ, 2017. — 67 с.: ил.

Статья поступила 03.02.2019 г.

Художественная вышивка — один из наиболее распространенных видов традиционного прикладного искусства в России. О развитии вышивки в средневековой Руси говорят находки археологов и письменные свидетельства (ранние памятники — образцы новгородского, московского, смоленского шитья X–XIII вв.).

В источниках XVI–XVII вв. встречаются упоминания о многочисленных вышитых предметах, владельцами которых были люди разных социальных слоев. Полотенца, рубахи, платы, ширинки — непременные атрибуты жизни любого человека. В этот период искусство вышивания достигло высокого уровня, получило развитие лицевое и орнаментальное шитье предметов церковного обихода.

В XVIII–XIX вв. определяются регионы, специализирующиеся на конкретных видах вышивки (Кадом, Крестцы, Мстера, Торжок и др.). На становление центров влияла совокупность факторов: наличие навыков художественной вышивки у населения; близость мастерских помещичьих усадеб, монастырей, являвшихся источником распространения особых техник вышивки (золотное шитье, белая гладь и др.); географическое положение, наличие торговых путей, рынков сырья и сбыта продукции.

Первые коллекции произведений русской традиционной вышивки были собраны в XIX в. В.В. Стасовым, Н.Л. Шабельской, М.К. Тенишевой, художниками И.Я. Билибиным и К.Д. Далматовым — именно их собрания составили основу фондов крупнейших музеев России. Их пополнение происходило и в советский период, продолжается в настоящее время. Первые собиратели были и первыми исследователями народной вышивки — они описывали художественно-стилистическое и технологическое своеобразие ее различных видов, анализировали орнаментальные особенности.

Все типы вышивок можно разделить на две группы: счетные — связанные со структурой ткани и выполняемые по счету нитей; свободные — их узоры свободно располагались на гладком фоне.

В процессе изучения материалов по истории формирования и развития художественной вышивки в России, вам предстоит ответить на вопросы:

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: