Статья поступила 03.02.2019 г.
Художественная вышивка — один из наиболее распространенных видов традиционного прикладного искусства в России. О развитии вышивки в средневековой Руси говорят находки археологов и письменные свидетельства (ранние памятники — образцы новгородского, московского, смоленского шитья X–XIII вв.).
В источниках XVI–XVII вв. встречаются упоминания о многочисленных вышитых предметах, владельцами которых были люди разных социальных слоев. Полотенца, рубахи, платы, ширинки — непременные атрибуты жизни любого человека. В этот период искусство вышивания достигло высокого уровня, получило развитие лицевое и орнаментальное шитье предметов церковного обихода.
В XVIII–XIX вв. определяются регионы, специализирующиеся на конкретных видах вышивки (Кадом, Крестцы, Мстера, Торжок и др.). На становление центров влияла совокупность факторов: наличие навыков художественной вышивки у населения; близость мастерских помещичьих усадеб, монастырей, являвшихся источником распространения особых техник вышивки (золотное шитье, белая гладь и др.); географическое положение, наличие торговых путей, рынков сырья и сбыта продукции.
Первые коллекции произведений русской традиционной вышивки были собраны в XIX в. В.В. Стасовым, Н.Л. Шабельской, М.К. Тенишевой, художниками И.Я. Билибиным и К.Д. Далматовым — именно их собрания составили основу фондов крупнейших музеев России. Их пополнение происходило и в советский период, продолжается в настоящее время. Первые собиратели были и первыми исследователями народной вышивки — они описывали художественно-стилистическое и технологическое своеобразие ее различных видов, анализировали орнаментальные особенности.
Все типы вышивок можно разделить на две группы: счетные — связанные со структурой ткани и выполняемые по счету нитей; свободные — их узоры свободно располагались на гладком фоне.
В процессе изучения материалов по истории формирования и развития художественной вышивки в России, вам предстоит ответить на вопросы: