По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032 DOI:10.33920/nik-01-2002-05

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9321-4515

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Богуславская И.Я. Жостово. Декоративная живопись: Альбом. — М.: Интербук, 1994. — 125 с.: ил.

2. Голубева А.Н. Основы производственного мастерства: двухцветная маховая роспись: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (нижнетагильская)». — СПб.: ВШНИ, 2014. — 80 с.: ил.

3. Искусство Жостова / Вступ. ст. Н.О. Крестовской, ред. И.Я. Богуславская. — СПб.: Palace editions, 2007. — 71 с.: ил.

4. Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Н.В. Черкасова. НИИХП. — М.: НИИХП, 1990. — 123 с.

5. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — 88 с.: ил.

6. Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. — М.: Искусство, 1975. — 131 с.: ил.

7. Тагильская лаковая роспись по металлу из собрания НТМИИ: Каталог / М. Агеева. — Нижний Тагил: Нижнетагильский музей, 2013. — 103 с.: ил.

8. Творение как дар. Тагильский расписной поднос конца XIX — начала XX века: Альбом / Л.А. Хайдукова. — Нижний Тагил: Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2013. — 220 с.: ил.

Статья поступила 03.02.2019

Декоративная роспись по металлу — вид традиционного прикладного искусства, создание произведений которого построено на сочетании приемов декоративной живописи масляными красками и использования прозрачных лаков, придающих росписи нарядный, звучный колорит.

Формирование традиций декоративной росписи по металлу приходится на первую половину XVIII в. Это столетие являлось и периодом активного освоения территории Урала, где наряду с развитием видов тяжелой промышленности и обработки металлов возникают различные центры традиционного прикладного искусства. Одним из них является нижнетагильская декоративная роспись — первый вид декоративной лаковой живописи по металлу в России.

Точная дата возникновения центра нижнетагильской декоративной росписи по металлу не известна, но косвенные свидетельства относят ее к 1730– 1740-м гг. Металл высокого качества марки «старый соболь», «хрустальный» лак, сюжетные композиции, выполненные в технике многослойного письма, или яркая, выразительная цветочная мазковая роспись в сочетании с трафаретными орнаментами сделали нижнетагильские произведения известными и востребованными.

Столетие спустя, в 1825 г., в Подмосковье формируется еще один центр декоративной росписи по металлу — жостовской росписи. Для его произведений характерна яркая цветочная роспись (излюбленные цветы — садовые, особенно роза) в технике многослойной масляной живописи, выполняемая преимущественно на подносах с черным фоном. Традиции и нижнетагильской, и жостовской декоративной росписи по металлу сохраняются и в наши дни на современных предприятиях.

В Петербурге в XIX в. получает развитие декоративная роспись металлических подносов, тяготеющая к сочетанию изысканных цветочных и орнаментальных композиций. В Москве же это «московское письмо» — изящные цветочные композиции с введением сложных картушей, мотивов птиц и фруктов, выполненные на цветных фонах с тональными переходами, в мягком, разбеленном колорите.

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: