Статья поступила 03.02.2019
Лаковая миниатюрная живопись — вид традиционного прикладного искусства, при создании произведений которого на изделии выполняются сюжетные или орнаментальные композиции в технике миниатюрной живописи масляными или темперными красками и покрываются лаком.
Лаковое производство возникло в Китае. Первые предметы, выполненные с использованием сока лакового дерева, датируются II тысячелетием до н.э. Декоративные качества лака позволили создавать произведения прикладного искусства, активно ввозившиеся в Европу в эпоху рококо и ставшие стимулом для развития собственных производств в Бельгии (г. Спа), Франции (фирма братьев Мартен), Германии (мануфактура И.Г. Штобвассера).
Знакомство с последней русского купца П.И. Коробова повлияло на формирование традиций лаковой миниатюрной живописи подмосковного села Федоскино (1795 год). Федоскинскую лаковую миниатюру отличают реалистичность трактовки образов, выполнение росписи масляными красками, использование в качестве подкладок под живопись перламутра и металлических грунтов. В XVIII–XIX веках в Москве и Петербурге существовали и другие фабрики («лакирные производства») — А. Аустена, Я. Лабутина, М. Бооля, Вишняковых.
Палех, Мстера, Холуй — крупные центры иконописного искусства, художники которых после революции 1917 года были вынуждены искать иные пути реализации своего мастерства. Сохранив традиции древнерусского искусства и переосмыслив опыт лаковой живописи Федоскино, иконописцы названных центров формируют новые направления миниатюры — палехской и холуйской (Ивановская область), мстерской (Владимирская область). От федоскинской эти виды лаковой миниатюрной живописи отличают технология выполнения росписи (как и в иконописи, используются темперные краски) и художественно-стилистические особенности, сохраняющие черты и приемы иконописных стилей.
Изучение темы предполагает поиск ответов на вопросы:
• Какие факторы стимулировали развитие лакового производства в России в XVIII–XIX веках?