По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032 DOI:10.33920/nik-01-2001-05

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, литера А, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9321-4515, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Бесшапошникова Ю.А., Максимович В.Ф. Холуйская лаковая миниатюрная живопись. Работы студентов Высшей школы народных искусств (института) / Научн. ред. В.Ф. Максимович. — СПб.: ВШНИ(и), 2017. — 76 с.: ил.

2. Гусева П.В., Максимович В.Ф. Мстерская лаковая миниатюрная живопись. Работы студентов Высшей школы народных искусств (института) / Научн. ред. В.Ф. Максимович. — СПб.: ВШНИ(и), 2017. — 80 с.: ил.

3. Завалей Д.В. Техника темперной живописи и технология живописных материалов. Учебное пособие для студентов специальности «Живопись», квалификации «художник-живописец» (церковно-историческая живопись). — СПб.: ВШНИ, 2016. — 42 с.

4. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 244 с.: ил.

5. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — 216 с.: ил.

6. Каморин А. Лаковая миниатюра. Холуй. — СПб.: Интербук-бизнес, 2001. — 152 с.: ил.

7. Коромыслов Б.И. Лаковая миниатюра Мстеры. — Л.: Художник РСФСР, 1971. — 167 с.: ил.

8. Крестовская Н.О. Лаковая миниатюра. Федоскино: Альбом. — М.: Интербук, 1995. — 141 с.: ил.

9. Некрасова М.А. Палехская миниатюра. — Л.: Художник РСФСР, 1978. — 363 с.: ил.

10. Пирогова Л.Л. Лаковая миниатюра. Палех: Альбом. — М.: Интербук-бизнес, 2001. — 159 с.: ил.

11. Соловьева Л.Н. Лаковая миниатюра. Мстера. — М.: Интербук-бизнес, 2001. — 151 с.: ил.

12. Соловьева Л.Н. Холуй. Лаковая миниатюрная живопись: Альбом. — М.: Интербук, 1991. — 239 с.: ил.

13. Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино. — М.: Легпромиздат, 1987. — 319 с.: ил.

14. Уханова И.Н. Лаковая живопись в России XVIII–XIX веков. — СПб.: Искусство, 1995. — 208 с.

15. Уханова И.Н. Русские художественные лаки XVIII–XX веков: Каталог коллекции. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2009. — 256 с.: ил.

Статья поступила 03.02.2019

Лаковая миниатюрная живопись — вид традиционного прикладного искусства, при создании произведений которого на изделии выполняются сюжетные или орнаментальные композиции в технике миниатюрной живописи масляными или темперными красками и покрываются лаком.

Лаковое производство возникло в Китае. Первые предметы, выполненные с использованием сока лакового дерева, датируются II тысячелетием до н.э. Декоративные качества лака позволили создавать произведения прикладного искусства, активно ввозившиеся в Европу в эпоху рококо и ставшие стимулом для развития собственных производств в Бельгии (г. Спа), Франции (фирма братьев Мартен), Германии (мануфактура И.Г. Штобвассера).

Знакомство с последней русского купца П.И. Коробова повлияло на формирование традиций лаковой миниатюрной живописи подмосковного села Федоскино (1795 год). Федоскинскую лаковую миниатюру отличают реалистичность трактовки образов, выполнение росписи масляными красками, использование в качестве подкладок под живопись перламутра и металлических грунтов. В XVIII–XIX веках в Москве и Петербурге существовали и другие фабрики («лакирные производства») — А. Аустена, Я. Лабутина, М. Бооля, Вишняковых.

Палех, Мстера, Холуй — крупные центры иконописного искусства, художники которых после революции 1917 года были вынуждены искать иные пути реализации своего мастерства. Сохранив традиции древнерусского искусства и переосмыслив опыт лаковой живописи Федоскино, иконописцы названных центров формируют новые направления миниатюры — палехской и холуйской (Ивановская область), мстерской (Владимирская область). От федоскинской эти виды лаковой миниатюрной живописи отличают технология выполнения росписи (как и в иконописи, используются темперные краски) и художественно-стилистические особенности, сохраняющие черты и приемы иконописных стилей.

Изучение темы предполагает поиск ответов на вопросы:

• Какие факторы стимулировали развитие лакового производства в России в XVIII–XIX веках?

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: