По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Богуславская И.Я. Северные сокровища (О народном искусстве Севера и его мастерах). — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. — 80 с.

2. Борисова В.И. Ростовская финифть: Альбом. — М.: Интербук, 1995. — 159 с.: ил.

3. Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление: I в. до нашей эры — XIII в. нашей эры. — М.: Искусство, 1977. — 464 с.: ил.

4. Дронов Д.С. Ювелирное искусство: Работы студентов Высшей школы народных искусств (института) / Д.С. Дронов, В.Ф. Максимович. — СПб.: ВШНИ, 2017. — 87 с.: ил.

5. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. — 340 с.: ил.

6. Мухин В.В. Искусство русской финифти конца XIV — начала XX века. — СПб.: Грифон, 1996. — 208 с.: ил.

7. Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера. XVI–XIX вв. — М.: Наука, 1983. — 375 с.: ил.

8. Разина Т.М. Русская эмаль и скань. — М.: Госместпромиздат, 1961. — 37 с.: ил.

9. Русский художественный металл / Т.М. Разина, И.М. Суслов, Е.Н. Хохлова, Н.С. Гореликов. — М.: КОИЗ, 1958. — 178 с.: ил.

10. Русское золотое и серебряное дело XV–XX веков / Т. Гольдберг, Ф. Мишуков, Н. Платонова, М. Постникова-Лосева. — М.: Наука, 1967. — 303 с.

11. Русское художественное серебро XVII — начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа / З.А. Бернякович. — Л.: Художник РСФСР, 1977. — 288 с.

Статья поступила 03.02.2019

Обработка металлов, как и резьба по кости, развивалась на протяжении всей истории человечества — от эпохи первобыта до наших дней. Современников завораживают виртуозность и изысканность работ мастеров Древнего Египта, античных Греции и Рима, Византии, Западной Европы.

Среди видов традиционного прикладного искусства России художественная обработка металла занимает значительное место, особенно в северных регионах, богатых залежами болотных железных и медных руд. Характер хозяйственной деятельности влиял и на топонимику: в XVI–XVII веках один из центров обработки железа — город Устюжна (Вологодская губерния) стал именоваться Устюжной Железнопольской.

Традиционные техники обработки металла: литье и ковка, чеканка и просечка, — позволяли мастерам создавать высокохудожественные предметы быта — посуду, светцы, дымники для труб, сундуки, решетки. В некоторых центрах формировались свои особенные приемы работы с металлом, секреты которых в полной мере не исследованы и сейчас, — «мороз по жести», «золотая наводка». Произведения ювелирного искусства, являвшиеся непременным атрибутом праздничных костюмов простого народа и знати, украшали выемчатыми и перегородчатыми эмалями, чернением, сканью, зернью.

Киев, Великий Новгород, Москва, Великий Устюг, Сольвычегодск — признанные очаги художественной обработки металлов в Древней Руси.

В период XVIII–XX веков формируются центры, сохраняющие стилистические традиции своих произведений и в XXI веке: Ростов Великий (Ярославская область, ростовская финифть), Великий Устюг (Вологодская область, чернение по серебру), Красное-на-Волге (Костромская область, красносельская филигрань), Мстера (Владимирская область, мстерская скань), Казаково (Нижегородская область, казаковская скань), Златоуст (Челябинская область, златоустовская гравюра на металле), Касли (Челябинская область, каслинское чугунное литье).

В ходе изучения темы вы столкнетесь с вопросами:

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*. Вопросы культурологии. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: