Статья поступила 08.10.2025 г. Статья одобрена к публикации 30.10.2025 г.
В эпоху постмодерна, когда концепция массового общества и феномен массовой культуры получили широкое распространение и критическое осмысление со стороны культурологов, возник новый вопрос о роли и возможностях влияния медиа на индивидуальное сознание человека и появлении множества принципиально новых вариантов манипуляции этим сознанием.
Во второй половине XX века появляется термин «индустрия сознания». Впервые он встречается в эссе Х.М. Энцесбергера, который объясняет сущность этого понятия, как общность определенных механизмов, при помощи которых массовая культура, медиа пространство, образовательные институты посредством стандартизации и контроля создают искусственные потребности, что в свою очередь приводит к манипуляции массовым сознанием [4]. Важно отметить, что конкретной формулировки данного феномена автор не представляет, так как, по его мнению, проследить и проанализировать этот термин является практически невозможным, поэтому Х.М. Энцесбергер описывает термин «индустрия сознания» посредством выявления характеристик и процессов формирования феномена, обозначаемого этим термином.
Автор размышляет о природе этого феномена с точки зрения исторических аспектов влияния индустрии сознания на массовую аудиторию: «Индустрия сознания — порождение последней сотни лет. Она развивалась столь стремительно, обрела столь различные формы, что само ее существование в целом и по сей день не поддается пониманию — можно даже сказать, что оно практически непостижимо. Кажется, что наше время одновременно завораживают и тревожат ее проявления — но тянущиеся с давних пор дебаты уже потому не достойны своего предмета обсуждения, что они не в состоянии охватить его во всем его многообразии. Каждая отрасль ее требует отдельного рассмотрения, отдельной критики — так, словно всякий раз, с появлением звукового кино или телевидения, нам предлагалось нечто совершенно новое. Однако природу так называемых средств массовой информации нельзя раскрыть, исходя из технологических предпосылок и условий их существования» [4].