Саморепрезентация личности играет немаловажную роль в социальных отношениях и коммуникации, являясь механизмом адаптации к окружающей среде. В условиях быстро меняющегося общества люди стремятся быть актуальными, следовать современным тенденциям, сохраняя при этом свою индивидуальность, что проявляется посредством саморепрезентации. Человек, как социальное существо, неизбежно вовлечен в процесс коммуникации, и наличие соотвествующих навыков самопрезентации, в частности, самопредставления и самораскрытия способствует успешной реализации его потребностей через общение. Самовыражение личности играет немаловажную роль в социальных отношениях и коммуникации, являясь механизмом адаптации к окружающей среде. Соответственно, возникает потребность в изучении различных подходов, стратегий и тактик взаимодействия посредством саморепрезентации, создания нового имиджа и использования соответствующих средств самовыражения.
Саморепрезентацию в широком смысле можно предварительно определить как вербальное и невербальное представление собственной личности в процессе коммуникации с целью формирования и контроля определенного нужного образа себя в сознании окружающих [9, c. 6].
Понятие саморепрезентации ассоциируется с различными близкими по смыслу термины: самоподача, самопредьявление, самораскрытие, самовыражение, самореференция, автореференция, управление впечатлением, формирование имиджа, имиджирование. Данные понятия не тождественны, но являются близкими по значению и занимают прочное положение в отечественной и зарубежной научной традиции.
Термин «саморепрезентация», заимствованный из английского языка — self-representation, в отечественной науке стал употребляться не так давно. М. Лири и Р. Ковальски определяют саморепрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатление окружающих о них самих» [18, с. 35–48].
В течение длительного времени более привычными являлись такие понятия, как «самоподача», «самопредьявление», которые использовались как синонимы. Понятие «самораскрытие» имеет, по Ю.М. Жукову (2003), более широкое значение в сравнении с узко-прагматическим по смыслу американским термином «саморепрезентация» [10, c. 76]. И.П. Шкуратова, как и основоположник данного термина С. Джурард, определяют самораскрытие (self-disclosure) как «сообщение человеком информации о себе другим людям, добровольное открытие другому лицу разных аспектов своей личности» [17].