По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.01 DOI:10.33920/nik-02-2409-06

Теоретические подходы к исследованию саморепрезентации личности

Сентемова Александра Романовна ассистент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, 119992, Российская Федерация, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27 к4, Эл. адрес: arsentemova@gmail.com, ORCID: 0009-0007-2443-9746

Феномен саморепрезентации стал все чаще привлекать внимание исследователей со второй половины ХХ века, и сегодня наблюдается усиление интереса к нему. Это объясняется интенсивностью развития информационных технологий, расширением межкультурного взаимодействия и их влиянием на повседневную жизнь человека посредством новых медиа. Работа посвящена актуальной проблеме изучения феномена саморепрезентации личности как социокультурного явления. Исходя из цели исследования, заключающейся в обзоре теоретических подходов к изучению саморепрезентации, дается их описание к пониманию саморепрезентации. На основе анализа подходов ведущих отечественных и зарубежных исследователей сформулирована авторская позиция понимания саморепрезентации и вербальной саморепрезентации. Проведенный анализ позволил выделить общие существенный основания в понимании содержания саморепрезентации: как сообщение информации о себе с целью формирования определенного образа при помощи вербальных и невербальных поведенческих актов, созданной целенаправленно или стихийно. Отмечается, что вербальная саморепрезентация предстает ее разновидностью, представленной в виде письменных форм и устных речевых действий.

Литература:

1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные немарксистские концепции. М.: 1991. — С. 37–74.

2. Блинова Н.М. Научные подходы к понимаю имиджа // Психология, социология и педагогика. 2014. №3. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka. ru/2014/03/2887 (дата обращения: 04.09.2024).

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. — М.: Лабиринт, 2001. — 366 c.

4. Голдсмит К. Я стану твоим зеркалом: Избранные интервью Энди Уорхола (1962–1987) = I'll be your mirror: The Selected Andy Warhol Interviews 1962–1987. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 432 c.

5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. — М.: «КАНОНпресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 c.

6. Кошлякова М.О. Технологии формирования имиджа. монография, ФГОУВПО «РГУТиС». — М., 2008. — 128 с.

7. Лидин К.Л. Психология имиджа: моногр. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. — 108 с.

8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. M.: Советская энциклопедия, 1990. — 683 c.

9. Медведева И.А. Вербальная самопрезентация: языковые средства и дискурсивные особенности создания положительного образа человека. Автореферат. Челябинск, 2013. — 24 c.

10. Михайлова Е.В. Самопрезентация. Теории, исследования, тренинг. СПб: Речь, 2007. — 224 c.

11. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегии, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2009. — 266 с.

12. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учеб.пос. М.: Аспект Пресс, 2002. — 223 с.

13. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология: новые технологии обучения иностр. яз. Психолингвистика. Лингвопсихология. Лингвопедагогика. Акмеология и онтогенез. Психотерапия в обучении. Интегративный лингво-психол. Тренинг. М.: ПЕР СЭ, 2004. — 316 с.

14. Солодкова Е.В. Женский Автореферентный дискурс в английском языке : автореф. дис. <...> канд. филол. наук : 10.02.04 / Е. В. Солодкова ; науч. рук. С.Н. Плотникова ; Иркут. гос. лингвист. ун-т. — Иркутск, 2012. — С. 22.

15. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1994. — 320 c.

16. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. — Ростов-наДону: Изд-во ЮФУ, 2009. — 190 с.

17. Jourard S.M. The transparent Self, 1995. — 264 p.

18. Leary M.R., Kowalski R.M. Impression management: a literature review // Psychological Bulletin. — 1990. — V. 107. — P. 35–48.

1. Amyaga N.V. Self-disclosure and self-presentation of personality in communication // Personality. Communication. Group processes. Modern non-Marxist concepts. Moscow: 1991. — P. 37–74.

2. Blinova N.M. Scientifi c approaches to understanding image // Psychology, sociology and pedagogy. 2014. No. 3. [Electronic resource]. URL: http://psychology. snauka.ru/2014/03/2887 (date of access: 09/04/2024).

3. Vygotsky L.S. Thinking and speech. Psyche, consciousness, unconscious. - Moscow: Labyrinth, 2001. — 366 p.

4. Goldsmith K. I'll be your mirror: The Selected Andy Warhol Interviews 1962– 1987. — M.: Ad Marginem Press, 2016. — 432 p.

5. Goff man I. Presenting oneself to others in everyday life. — M.: "KANON-press-Ts", "Kuchkovo pole", 2000. — 304 p.

6. Koshlyakova M.O. Technologies of image formation. monograph, FGOUVPO "RGUTiS". — M., 2008. — 128 p.

7. Lidin K.L. Psychology of image: monograph. — Irkutsk: Irkutsk. University, 2005. — 108 p.

8. Linguistic Encyclopedic Dictionary / Ed. V.N. Yartseva. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1990. — 683 p.

9. Medvedeva I.A. Verbal Self-Presentation: Language Means and Discursive Features of Creating a Positive Image of a Person. Abstract. Chelyabinsk, 2013. — 24 p.

10. Mikhailova E.V. Self-Presentation. Theories, Research, Training. St. Petersburg: Rech, 2007. — 224 p.

11. Panasyuk A.Yu. Image Formation: Strategies, Psychotechnologies, Psychotechnics. Moscow: Omega-L, 2009. — 266 p.

12. Perelygina E.B. Image Psychology: Textbook. M.: Aspect Press, 2002. — 223 p.

13. Rumyantseva I.M. Psychology of speech and linguopedagogical psychology: new technologies for teaching foreign languages. Psycholinguistics. Lingvopsychology. Lingvopedagogy. Acmeology and ontogenesis. Psychotherapy in education. Integrative lingvo-psych. training. M.: PER SE, 2004. — 316 p.

14. Solodkova E.V. Female self-referential discourse in English: author's abstract. dis. <...> Cand. philological sciences: 10.02.04 / E. V. Solodkova; scientifi c director S.N. Plotnikova; Irkutsk state linguist. univ. — Irkutsk, 2012. P.22.

15. Shepel V.M. Imageology: secrets of personal charm. Moscow: Culture and sport: UNITY, 1994. — 320 p.

16. Shkuratova I.P. Self-presentation of personality in communication. — Rostov-onDon: Publishing house of Southern Federal University, 2009. — 190 p.

17. Jourard S.M. The transparent Self, 1995. — 264 p.

18. Leary M.R., Kowalski R.M. Impression management: a literature review // Psychological Bulletin. — 1990. — V. 107. — P. 35–48.

Саморепрезентация личности играет немаловажную роль в социальных отношениях и коммуникации, являясь механизмом адаптации к окружающей среде. В условиях быстро меняющегося общества люди стремятся быть актуальными, следовать современным тенденциям, сохраняя при этом свою индивидуальность, что проявляется посредством саморепрезентации. Человек, как социальное существо, неизбежно вовлечен в процесс коммуникации, и наличие соотвествующих навыков самопрезентации, в частности, самопредставления и самораскрытия способствует успешной реализации его потребностей через общение. Самовыражение личности играет немаловажную роль в социальных отношениях и коммуникации, являясь механизмом адаптации к окружающей среде. Соответственно, возникает потребность в изучении различных подходов, стратегий и тактик взаимодействия посредством саморепрезентации, создания нового имиджа и использования соответствующих средств самовыражения.

Саморепрезентацию в широком смысле можно предварительно определить как вербальное и невербальное представление собственной личности в процессе коммуникации с целью формирования и контроля определенного нужного образа себя в сознании окружающих [9, c. 6].

Понятие саморепрезентации ассоциируется с различными близкими по смыслу термины: самоподача, самопредьявление, самораскрытие, самовыражение, самореференция, автореференция, управление впечатлением, формирование имиджа, имиджирование. Данные понятия не тождественны, но являются близкими по значению и занимают прочное положение в отечественной и зарубежной научной традиции.

Термин «саморепрезентация», заимствованный из английского языка — self-representation, в отечественной науке стал употребляться не так давно. М. Лири и Р. Ковальски определяют саморепрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатление окружающих о них самих» [18, с. 35–48].

В течение длительного времени более привычными являлись такие понятия, как «самоподача», «самопредьявление», которые использовались как синонимы. Понятие «самораскрытие» имеет, по Ю.М. Жукову (2003), более широкое значение в сравнении с узко-прагматическим по смыслу американским термином «саморепрезентация» [10, c. 76]. И.П. Шкуратова, как и основоположник данного термина С. Джурард, определяют самораскрытие (self-disclosure) как «сообщение человеком информации о себе другим людям, добровольное открытие другому лицу разных аспектов своей личности» [17].

Для Цитирования:
Сентемова Александра Романовна, Теоретические подходы к исследованию саморепрезентации личности. Ученый совет. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: