В конце XIX века в России под руководством министра финансов С.Ю. Витте были осуществлены важнейшие экономические реформы, которые сопровождались мощным ростом хозяйства империи. Особо стоит отметить денежную реформу 1895– 1897 годов, целью которой было введение нового рубля, полностью обеспеченного золотом. Российская валюта стала конкурентоспособной на мировом рынке, что значительно улучшило государственное хозяйство и дало могучий толчок промышленному развитию России. Кроме того, коренному реформированию была подвергнута вся экономика железнодорожного транспорта страны.
По инициативе С.Ю. Витте было не только принято единое железнодорожное законодательство, но практически создана система централизованного государственного управления железнодорожными тарифами. В результате железнодорожное хозяйство стало могучим орудием экономического подъема России. За время реформ С.Ю. Витте железнодорожная сеть выросла почти в 2 раза, перейдя преимущественно из частной собственности в казенную, а пассажирские перевозки увеличились более чем в 3 раза [1; 2; 14; 15].
В этой связи рассмотрим теоретическую основу экономических взглядов С.Ю. Витте. На чем базировались его реформы? Какую экономическую модель он считал идеальной для России? Очевидно, что огромное влияние на формирование его мировоззрения оказал фундаментальный труд предшественника немецкой исторической школы Ф. Листа «Национальная система политической экономии» [5]. Об этом свидетельствует тот факт, что еще за два года до перевода этого произведения на русский язык С.Ю. Витте опубликовал брошюру «Национальная экономия и Фридрих Лист» [4], в которой он не только изложил основные теоретические положения немецкого экономиста, но и доказывал необходимость их применения в России. Он восхищался экономической политикой Германии под руководством О. Бисмарка, в основе которой лежала доктрина Ф. Листа. Протекционная система привела нашего западного соседа к грандиозному успеху. По сути, бедная страна смогла достичь в кратчайшие сроки небывалого уровня благосостояния. При этом покровительственные меры не ограничивались таможенными пошлинами, а включали в себя широкое покровительство всему реальному просвещению, внешней торговле и обеспечению занятости трудящихся на фабриках. Другим несомненным авторитетом для С.Ю. Витте был убежденный сторонник протекционизма, знаменитый русский ученый-энциклопедист Д.И. Менделеев, которому еще в 1860-х годах удалось настоять на введении запретительных пошлин на американский керосин. В результате развития бакинских нефтяных месторождений удалось не только обеспечить внутренний рынок дешевым отечественным керосином, но и завоевать европейский рынок, вытеснив оттуда американский нефтепродукт [3; 5].