По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24 08.00.05

Теоретические основы проектно-программного механизма управления развитием бюджетной социально-экономической системы

Арбузова Татьяна Александровна старший преподаватель кафедры менеджмента, ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 614068, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, E-mail: businesspyt@gmail.com

Целью данного исследования является системное представление теоретических основ проектно-программного механизма как инструмента реализации объектно-субъектных отношений в составе бюджетной социально-экономической системы. В работе предложена объектно-субъектная модель теоретических основ проектно-программного механизма управления развитием бюджетной социально-экономической системы, определены основные принципы формирования исследуемого механизма.

Литература:

1. Клейнер Г.Б. Системная экономика и системно-ориентированное моделирование // Экономика и математические методы. — 2013. — Т. 49, № 4. — С. 71–93.

2. Кужелева А.А. Генезис современного понятия «социально-экономическая система» // Вестник ДонНУ. Сер. В. Экономика и право. — 2018. — № 2. С. 104–117.

3. Управление социально-экономической системой: монография / Под ред. А.П. Егоршина, В.А. Кожина. — Н. Новгород: НИМБ, 2009. — 288 с.

4. Кулапов М.Н. Интеграция стратегического и пространственного управления социально-экономическими системами регионов / В кн.: Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития. Сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в 2 т. — М., 2020. — С. 169–171.

5. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 428 с.

6. Gray C.F., Larson E.W. Project management. The managerial process. — McGRAW. Hill International Edidions, 2000. — 784 p.

7. Мазур И.И. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. — М.: Омега-Л, 2010. — 960 с.

8. Hatry H.P. Performance Measurement: Getting Results, Second. — Rowman & Littlefield Publishers, 1999. — 342 р.

9. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. — 35 с.

10. Ветров Г.Ю., Визгалов Д.В. и др. Оценка муниципальных программ. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. — 89 с.

11. Елохов А.М. Целевые программы и проекты в системе стратегического управления [Электронное издание]: монография / А.М. Елохов; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Электрон. дан. — Пермь, 2020. — 3 Мб; 205 с. — URL: https://elis.psu.ru/ ident/978-5-7944-3169-8.

12. Татаркин А.И. Пространственное развитие региональных и территориальных экономических систем с использованием программно-проектных подходов // Проблемы экономики. — 2012. — № 3. — С. 71–80.

13. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969. — С. 23–82.

14. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. — М.: Финансы, 2003. — 496 с.

15. Сурмин Ю.П., Полторак И.С., Липовская Н.А. Социология: Проблемы социологической науки, общества, человека. — Днепропетровск: Изд-во НГУ, 2002. — Ч. 2. — 85 с.

16. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology (2 Volume Set). University of California Press, 1979. — 1469 р.

17. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. — 1168 с.

18. Минцберг Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел / Пер. с англ.— М.: Альпина Паблишер, 2013. — 367 с.

19. Составные части устойчивого развития [Электронный ресурс]. — URL: https:// ru.wikipedia.org (дата обращения: 07.09.2021).

20. Stiglitz Joseph E. Pr., Sen Amartya Pr., Fitoussi Jean-Paul Pr. Report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. 2009. — № 33. — 65 р.

21. Бутенко Д.Е. Теория неоиндустриализации: предпосылки формирования и прикладные возможности: Автореф. канд. дис. — Владикавказ, 2018. — 27 с.

22. Полтерович В.М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) / В.М. Полтерович // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 5. — С. 34–56.

23. Сухарев О.С. Технологическое развитие: влияние структуры инвестиций // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2019. — Т. 12, № 2. — С. 36–55.

24. Муниципальные стратегии — сделано в России / Под общ. ред. А.Е. Балобанова, А.Н. Лукьянова. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 208 с.

25. Купряшин Г.Л. Публичное управление // Политическая наука. — 2016. — № 2. — С. 101–131.

26. Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — М., 2013. — 196 с.

27. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. NYC. Plume Publ., 1993. — 432 р.

28. Барабашев А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2016. — № 3. — С. 163–194.

29. Moore M. Creating public value: Strategic management in government. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1995. — 395 р.

30. Пушкарева Г.В. Менеджмент публичных ценностей: можно ли говорить об аксиологическом повороте в государственном управлении // Государственное управление. Электронный вестник. — Вып. 68.— Июнь 2018 г. — С. 312–329.

31. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2020) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.09.2021).

32. Weiss C. Evaluation research. Methods of assessing program effectiveness. — Englewood cliffs, NJ: Prentice Hall Press, 1972. — 160 p.

33. Gramlich E. Benefit-cost analysis of government programs. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1981. — 273 р.

34. Patton М.Q. Utilization — Focused Evaluation. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1997 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.msses.ru/lib/fund/giftnewbooks2005. php (дата обращения: 30.08.2021).

35. Шакина Е.А. Многоуровневая оценка целевых программ как метод управления расходами региональных и муниципальных бюджетов: Автореф. дис. канд. экон. наук. — М., 2008. — 27 с.

36. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2013. — № 3. — С. 48–69.

37. Кораблева А.А. Методические основы оценки эффективности муниципальных программ // Региональная экономика: теория и практика. — 2017. — Т. 15. — Вып. 4. — С. 691–705.

38. Арбузова Т.А., Фоменко Н.М. Интегральная оценка программ и проектов в системе публичного управления крупнейшего города // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — Т. 10, № 12. — doi: 10.18334/epp.10.12.111231.

В современных условиях рассмотрение вопросов социально-экономического развития страны осуществляется через призму социально-экономических систем (далее — СЭС). Этот подход соответствует утверждению Г.Б. Клейнера о том, что страна формируется множеством СЭС, состоящих из разных уровней, обладающих разными качествами [1, с. 72] и выделяемых на основе структурного, функционального и сферного критериев. Бюджетные СЭС функционируют на основе бюджетных средств. Иерархия бюджетных СЭС строится на основе структурного выделения уровней СЭС, так как функциональный состав СЭС однотипен (социальные и экономические элементы), а сферная классификация СЭС разнообразна и трудно сопоставима. В связи с этим А.А. Кужелева, А.П. Егоршин, В.А. Кожин, М.Н. Кулапов распространяют бюджетные СЭС от муниципальной (региональной) и до страны в целом [2, с. 113; 3, с. 24–25; 4, с. 170]. На этом основании предлагается разделить бюджетные СЭС на макроуровень (СЭС национального уровня (государства), мезоуровень (СЭС регионов, округов), микроуровень (СЭС муниципальных образований, крупнейших городов), мини-уровень (СЭС бюджетных предприятий и организаций). Это деление показано на рис. 1.

Отдельные теоретические аспекты проектно-программного механизма (далее — ППМ) управления развитием бюджетных СЭС стали объектом рассмотрения в работах российских и зарубежных специалистов. Так, например, А.Г. Лобко и Б.А. Райзберг выделили основные элементы программно-целевого подхода: проблемы — цели — мероприятия — ресурсы — оценка результатов [5, с. 7–9, 12]. Современная методология проектного управления обобщена в работах К. Грея и Э. Ларсона [6], И. Мазура, В. Шапиро, Н. Ольдерогге [7]. Исследованием проблем оценки программ и проектов занимались зарубежные и отечественные специалисты, например Г. Хатри [8], М. Гараджа [9], Г.Ю. Ветров [10] и др. Изучение связи программ и проектов отражено в работах А.М. Елохова [11], А.И. Татаркина [12] и др.

Вместе с тем приходится отметить, что целостного теоретического обоснования организации проектно-программного управления развитием бюджетной СЭС как отдельной области публичного управления и разновидности общей теории управления не проводилось. Системные основы теории рассматриваемого механизма не являлись до настоящего времени направлением самостоятельного исследования. В исследованиях преобладают специфические теоретические положения, касающиеся, например, программно-целевого и проектного управления без учета их системного взаимодействия в процессе обеспечения публичного управления развитием бюджетной СЭС. В свете этого теоретические основы ППМ будем рассматривать через синтез общих и специфических теорий.

Для Цитирования:
Арбузова Татьяна Александровна, Теоретические основы проектно-программного механизма управления развитием бюджетной социально-экономической системы. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: