В современных условиях рассмотрение вопросов социально-экономического развития страны осуществляется через призму социально-экономических систем (далее — СЭС). Этот подход соответствует утверждению Г.Б. Клейнера о том, что страна формируется множеством СЭС, состоящих из разных уровней, обладающих разными качествами [1, с. 72] и выделяемых на основе структурного, функционального и сферного критериев. Бюджетные СЭС функционируют на основе бюджетных средств. Иерархия бюджетных СЭС строится на основе структурного выделения уровней СЭС, так как функциональный состав СЭС однотипен (социальные и экономические элементы), а сферная классификация СЭС разнообразна и трудно сопоставима. В связи с этим А.А. Кужелева, А.П. Егоршин, В.А. Кожин, М.Н. Кулапов распространяют бюджетные СЭС от муниципальной (региональной) и до страны в целом [2, с. 113; 3, с. 24–25; 4, с. 170]. На этом основании предлагается разделить бюджетные СЭС на макроуровень (СЭС национального уровня (государства), мезоуровень (СЭС регионов, округов), микроуровень (СЭС муниципальных образований, крупнейших городов), мини-уровень (СЭС бюджетных предприятий и организаций). Это деление показано на рис. 1.
Отдельные теоретические аспекты проектно-программного механизма (далее — ППМ) управления развитием бюджетных СЭС стали объектом рассмотрения в работах российских и зарубежных специалистов. Так, например, А.Г. Лобко и Б.А. Райзберг выделили основные элементы программно-целевого подхода: проблемы — цели — мероприятия — ресурсы — оценка результатов [5, с. 7–9, 12]. Современная методология проектного управления обобщена в работах К. Грея и Э. Ларсона [6], И. Мазура, В. Шапиро, Н. Ольдерогге [7]. Исследованием проблем оценки программ и проектов занимались зарубежные и отечественные специалисты, например Г. Хатри [8], М. Гараджа [9], Г.Ю. Ветров [10] и др. Изучение связи программ и проектов отражено в работах А.М. Елохова [11], А.И. Татаркина [12] и др.
Вместе с тем приходится отметить, что целостного теоретического обоснования организации проектно-программного управления развитием бюджетной СЭС как отдельной области публичного управления и разновидности общей теории управления не проводилось. Системные основы теории рассматриваемого механизма не являлись до настоящего времени направлением самостоятельного исследования. В исследованиях преобладают специфические теоретические положения, касающиеся, например, программно-целевого и проектного управления без учета их системного взаимодействия в процессе обеспечения публичного управления развитием бюджетной СЭС. В свете этого теоретические основы ППМ будем рассматривать через синтез общих и специфических теорий.