По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.126:371.314.6 DOI:10.33920/pol-01-2109-05

Теоретические основы формирования проектной компетентности будущих педагогов как актуальная социально-педагогическая проблема

Муллер Ольга Юрьевна БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», 628400, Россия, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1, E-mail: olga_megion@mail.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0002-8938-5386

Данная статья посвящена формированию проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза. Теоретический анализ понятия «проект» позволил определить его структуру. При определении понятия «проектная деятельность» автором выявлена роль педагога и студента при реализации проекта. На основании анализа исследований выявлены отличительные особенности метода проектов и проектного обучения. На их основе мотивируется необходимость решения вопросов проектной компетентности будущих педагогов путем их реализации в высших учебных заведениях, а также характеризуются показатели и требования к подготовке педагогических кадров.

Литература:

1. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kapotnya.mskobr.ru/files/professional_nyj_standart_pedagoga.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

2. Зотова, И. В. Критерии, показатели и уровни развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. В. Зотова, Г. Н. Кадырова // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 6. — С. 121–123.

3. Брысякина, И. Ю. Формирование самообразовательной лингвистической компетенции у студентов колледжа / И. Ю. Брысякина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. — Оренбург, 2014. — С. 232–236.

4. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 21.03.2021).

5. Гурье, Л. И. Проектирование педагогических систем. Учебное пособие. Казанский государственный технологический университет / Л. И. Гурье. — Казань, 2004. — 212 с.

6. Руководство проектной деятельностью учащихся в общеобразовательной школе / сост. Насипов А. Ж., Поздняков А. В. — Нальчик: КГБУ, 2003. — 57 с.

7. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — М.: Просвещение, 2011. — 191 с.

8. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М., 2002. — 272 с.

9. Кагакина, Е. А. Проектное обучение как фактор развития творческой деятельности школьников / Е. А. Кагакина [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2018. — № 4 (32). — С. 122–127.

10. Смагина, Е. А. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического образования в вузе: профиль «Иностранный язык»: дис…. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Смагина [Место защиты: Орлов. гос. ун-т]. — Орел, 2017. — 205 с.

11. Исламов, А. Э. Особенности подготовки учителя технологии в современных условиях / А. Э. Исламов // Казанский педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 61–64.

12. Исламов, А. Э. Творческая самореализация будущего педагога в процессе проектной деятельности / А. Э. Исламов, Э. Б. Адигамова // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 3. — С. 32–37.

1. Professional’nyj standart pedagoga. URL: https://kapotnya.mskobr.ru/files/professional_nyj_standart_pedagoga.pdf (data obrashcheniya: 20.03.2021).

2. Zotova I. V. Kriterii, pokazateli i urovni razvitiya professional’noj kompetentnosti pedagogov doshkol’nyh obrazovatel’nyh uchrezhdenij / I. V. Zotova, G. N. Kadyrova // Voprosy nauki i obrazovaniya. 2018. № 6. S. 121– 123.

3. Brysyakina I. YU. Formirovanie samoobrazovatel’noj lingvisticheskoj kompetencii u studentov kolledzha // I. Yu. Brysyakina // Universitetskij kompleks kak regional’nyj centr obrazovaniya, nauki i kul’tury: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. — Orenburg, 2014. — S. 232–236.

4. Prikaz Minobrnauki Rossii Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01. Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven’ bakalavriata). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (data obrashcheniya: 21.03.2021).

5. Gur’e, L. I. Proektirovanie pedagogicheskih sistem. Uchebnoe posobie. Kazanskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet / L. I. Gur’e. — Kazan’, 2004. — 212 s.

6. Rukovodstvo proektnoj deyatel’nost’yu uchashchihsya v obshcheobrazovatel’noj shkole / Sost. Nasipov A. ZH., Pozdnyakov A. V. — Nal’chik: KGBU, 2003. — 57 s.

7. Polivanova K. N. Proektnaya deyatel’nost’ shkol’nikov: posobie dlya uchitelya. — M.: Prosveshchenie, 2011. — 191 s.

8. Polat E. S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. — M., 2002. — 272 s.

9. Kagakina, E. A. Proektnoe obuchenie kak faktor razvitiya tvorcheskoj deyatel’nosti shkol’nikov / E. A. Kagakina [i dr.] // Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. № 4 (32). S. 122–127.

10. Smagina E. A. Formirovanie proektnoj kompetentnosti bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v vuze: profil’ «Inostrannyj yazyk»: dis…. kand ped. nauk: 13.00.08 / E. A. Smagina; [Mesto zashchity: Orlov. gos. un-t]. Orel, 2017. 205 s.

11. Islamov A. E. Osobennosti podgotovki uchitelya tekhnologii v sovremennyh usloviyah / A. E. Islamov // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2017. № 2. S. 61–64.

12. Islamov A. E., Adigamova E. B. Tvorcheskaya samorealizaciya budushchego pedagoga v processe proektnoj deyatel’nosti / A. E. Islamov, E. B. Adigamova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2018. № 3. S. 32–37.

Приоритетным направлением развития образования сегодня является создание благоприятных условий для раскрытия природного потенциала личности учащегося или студента, развития его личностных и учебных качеств.

Рассмотрение профессиональной компетентности как важнейшего компонента личности является одним из современных постулатов в педагогическом направлении.

В условиях социально-экономического развития большое значение приобретают такие компетенции, как экономическая, общекультурная, научно-исследовательская и методическая [1].

Исследователи И.В. Зотова и Г.Н. Кадырова выделяют следующие критерии профессиональной компетентности [2]:

• знание целей и задач образовательной программы;

• умение применять на практике современные технологии образования;

• владение методами и средствами самоконтроля, обобщения собственного профессионального педагогического опыта;

• умение реализовывать содержание образовательных программ для каждой возрастной группы обучающихся;

• умение отражать содержание образовательных областей, проводить мониторинг.

С учетом творческой специфики педагогической направленности образовательного профиля рассмотрим особенности профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования [3]:

• обладают независимым, самостоятельным мышлением, умениями конструктивной деятельности и творческими способностями;

• мотивированы на получение индивидуального образовательного продукта;

• стремятся к увеличению своего личностного потенциала и образовательных возможностей, к упрочнению своей конкурентоспособности на рынке труда.

При этом относительно меньшее внимание исследователи уделяют проблеме формирования компетенций, которые отвечают за готовность и способность студентов осуществлять проектную деятельность, несмотря на то что она входит в структуру целей подготовки будущих специалистов. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» четко указывается содержание проектной компетенции: способность проектировать образовательные программы, способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, способность проектировать траектории собственного профессионального роста и личностного развития [4]. Широкий набор требований к компетенциям педагога придает большое значение проектному методу как профессионально значимому компоненту в подготовке будущих учителей, под которым подразумевается широкий спектр образовательных технологий, формирующих профессиональную компетентность через творческую образовательную деятельность. Итогом реализации проектного метода является формирование проектной компетентности.

Для Цитирования:
Муллер Ольга Юрьевна, Теоретические основы формирования проектной компетентности будущих педагогов как актуальная социально-педагогическая проблема. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: