Приоритетным направлением развития образования сегодня является создание благоприятных условий для раскрытия природного потенциала личности учащегося или студента, развития его личностных и учебных качеств.
Рассмотрение профессиональной компетентности как важнейшего компонента личности является одним из современных постулатов в педагогическом направлении.
В условиях социально-экономического развития большое значение приобретают такие компетенции, как экономическая, общекультурная, научно-исследовательская и методическая [1].
Исследователи И.В. Зотова и Г.Н. Кадырова выделяют следующие критерии профессиональной компетентности [2]:
• знание целей и задач образовательной программы;
• умение применять на практике современные технологии образования;
• владение методами и средствами самоконтроля, обобщения собственного профессионального педагогического опыта;
• умение реализовывать содержание образовательных программ для каждой возрастной группы обучающихся;
• умение отражать содержание образовательных областей, проводить мониторинг.
С учетом творческой специфики педагогической направленности образовательного профиля рассмотрим особенности профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования [3]:
• обладают независимым, самостоятельным мышлением, умениями конструктивной деятельности и творческими способностями;
• мотивированы на получение индивидуального образовательного продукта;
• стремятся к увеличению своего личностного потенциала и образовательных возможностей, к упрочнению своей конкурентоспособности на рынке труда.
При этом относительно меньшее внимание исследователи уделяют проблеме формирования компетенций, которые отвечают за готовность и способность студентов осуществлять проектную деятельность, несмотря на то что она входит в структуру целей подготовки будущих специалистов. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» четко указывается содержание проектной компетенции: способность проектировать образовательные программы, способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, способность проектировать траектории собственного профессионального роста и личностного развития [4]. Широкий набор требований к компетенциям педагога придает большое значение проектному методу как профессионально значимому компоненту в подготовке будущих учителей, под которым подразумевается широкий спектр образовательных технологий, формирующих профессиональную компетентность через творческую образовательную деятельность. Итогом реализации проектного метода является формирование проектной компетентности.