В условиях рыночной экономики успех деятельности фирмы и даже отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, т. е. насколько грамотно оно реализует процесс внутрифирменного планирования.
Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов. Этот термин стал достаточно широко использоваться в Белоруссии сравнительно недавно – лишь в начале 1990-х гг., однако к настоящему времени практически любой более или менее крупный проект предваряется разработкой детального бизнес-плана.
Бизнес-план – это документ, в котором излагается сущность бизнеса и отражается потенциал возможностей для его начала, продолжения или расширения в какой-либо конкретной ситуации.
Назначение бизнес-плана – помочь предпринимателям оценить свои возможности, выявить емкость и перспективы будущего рынка, оценить необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги (для определения потенциальной прибыльности задуманного дела), убедить возможного инвестора в привлекательности выбранной деятельности, обнаружить возможные трудности в первые годы работы предприятия, рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность данной деятельности, установить возможные контакты с контрагентами и т. д.
Бизнес-планирование основывается на принципах, характерных для всех видов планирования (единства, участия, непрерывности, гибкости, точности), а также на принципах итеративности (бизнес-планирование должно носить творческий характер и предусматривать неоднократную проработку уже составленных разделов бизнес-плана) и многовариантности (возможность выбора наилучшего из альтернативных для достижения поставленных целей).
Бизнес-план является одним из основных документов, конкретизирующих стратегию функционирования предприятия. Вместе с тем он базируется на общей концепции его развития, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.