При рассмотрении теоретических аспектов управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг важно исходить из того, что конкурентоспособность представляет собой одно из основных свойств предприятия, без которого оно не может существовать и вести эффективную деятельность в условиях рыночной экономики.
По мнению известного американского экономиста Майкла Юджина Портера (род. в 1947 г., штат Мичиган, США), «ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны стараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы».
Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Современные тенденции развития в мире свидетельствуют об ускорении темпов роста сервисной деятельности и о постепенном преобладании потребления услуг над потреблением товаров, что требует особого внимания к данной сфере деятельности. В настоящее время сфера услуг пронизывает все сферы экономики и повседневной жизни граждан.
Поскольку конкурентоспособность предприятий сферы услуг является крайне важной, она напрямую связана с разработкой эффективного механизма управления в этом направлении.
Вопрос об определении, структуре, функционировании, инструментах механизма управления конкурентоспособностью предприятия на сегодняшний день остается дискуссионным. В экономической литературе нет единого взгляда на понимание сущности организационно-экономического механизма управления такими предприятиями. Анализ литературы свидетельствует о том, что те или иные вопросы, связанные с данной проблематикой, рассматриваются авторами исходя из разных позиций.
Так, рядом специалистов организационный механизм повышения конкурентоспособности предприятия рассматривается как открытая система по разработке основных инструментов такого повышения, находящихся под воздействием факторов внешней и внутренней среды и требований заинтересованных сторон (на «входе»). При этом главенствующей целью функционирования такой системы на предприятии является определение основных направлений повышения конкурентоспособности (на «выходе») [4; 7].