По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Теоретические аспекты рассмотрения принципа установления особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным субъектам

Карандин И.В. сотрудник юридического отдела ПАО СК «Росгосстрах», аспирант юридического факультета Государственного Университета по землеустройству (г. Москва) E-mail: ivan. karandin7@gmail.com

Статья посвящена анализу положений законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в частности принципу установления особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»// Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 г. № 137, в «Парламентской газете» от 27 июля 2002 г. № 140–141, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3018.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51‑ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

4. Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136‑ФЗ (ред. от 02.08.2019)// «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147.

5. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137‑ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4148.

6. Федеральный закон от 01.05.2016 № 119‑ФЗ (ред. от 18.07.2019) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.05.2016, № 18, ст. 2495.

7. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74‑ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»//«Собрание законодательства РФ», 16.06.2003, № 24, ст. 2249.

8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115‑ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 8‑П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы// Российская газета — Федеральный выпуск № 0 (3466).

10. Липски С. А. О некоторых вопросах соотношения земельного и гражданского законодательства // Вестник Московского финансово‑юридического университета (МФЮА), 2017. № 2, С. 136–145.

11. Липски С. А. Правовые аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения в постсоветской России. // Журнал российского права, 2014, № 4 С. 12–19.

12. Рыженков А. Я. Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения и их правовое значение // «Имущественные отношения в Российской Федерации», 2017, № 6, из информационного банка «Юридическая пресса.

Конституционные положения закрепили за иностранными гражданами статус полноценных субъектов гражданских правоотношений, однако, за некоторыми исключениями. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.1

Аналогичную позицию выражает и ст. 1 ГК РФ, которая гласит, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, однако гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.2

Правовое регулирование деятельности иностранных граждан обширно. Тем не менее, основным нормативно правовым актом регулирующим деятельность иностранных субъектов в РФ является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115‑ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно которому (ст. 4) иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.3

Земельное законодательство является многогранной, многоуровневой частью правовой системы в РФ, в которую также входит институт регулирования деятельности иностранных субъектов (применительно в области земельных правоотношений). К примеру, следует указать, п. 2 ст. 5 ЗК. РФ, который гласит, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами. Так, по общему правилу, согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.4

Для Цитирования:
Карандин И.В., Теоретические аспекты рассмотрения принципа установления особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным субъектам. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: