Одной из наиболее актуальных в системе здравоохранения России является проблема эффективного управления человеческими ресурсами [1]. Руководитель медицинской организации должен уметь вести переговоры, расширять общественные связи, поддерживать связи с соответствующими органами управления, лицензирования, государственными и частными предприятиями [3]. Изучению принципов эффективного группового и партнерского общения в практике профессиональной деятельности руководителей медицинских организаций, развитию их коммуникативных навыков, знаниям правил ведения успешной презентации и публичного выступления должно уделяться должное внимание при подготовке руководителей здравоохранения любого уровня [2].
Цель исследования — изучить отечественную литературу о влиянии коммуникативных и организаторских способностей руководителя сестринской службы на социально-психологических климат коллектива.
В ходе изучения специальной литературы были использованы: биографический и аналитический методы.
Проблема общения и коммуникативной сферы личности руководителя в трудах отечественных авторов.
Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, т. е. познавательными процессами, такими как ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, внимание, мышление. В процессе общения в медицинской организации осуществляется обмен видами деятельности между медицинскими работниками и пациентами, их представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами. Вид деятельности медицинских работников — это оказание медицинских услуг (медицинской помощи), вид деятельности пациента — это получение медицинских услуг (медицинской помощи). Общение в процессе оказания и получения медицинской помощи подразумевает складывающееся отношение между медицинскими работниками и пациентами. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, и это не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие [4].