По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2008-05

Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных и организаторских способностей руководителя и их влияние на социальнопсихологический климат коллектива

Мунтян Ирина Александровна ассистент кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: muntyan.i@yandex.ru, orcid.org/0000-0001-5316-5368
Кропотова Светлана Владимировна ассистент кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: kropotova.svetlana@list.ru, orcid.org/0000-0002-4285-9839

Для создания в любом коллективе благоприятного социально-психологического климата, способствующего умножению и реализации творческого потенциала каждого специалиста, современному руководителю необходимо знание психологии, умение оценивать индивидуальные психологические особенности людей, владеть искусством общения и разбираться в мотивах их поведения. Обзор литературы посвящен проблеме взаимоотношений людей внутри трудового коллектива, которая всегда была одной из самых сложных. Эта проблема имеет жизненно важное значение для многих организаций, в том числе и медицинских.

Литература:

1. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — Москва: Владос. 2009: 176 с.

2. Двойников С. И. Управление развитием сестринского персонала: учебное пособие / С. И. Двойников, Л. А. Карасева. — Москва: ВУНМЦ Росздрава. 2006: 120 с.

3. Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. — Москва: Зерцало. 2016: 384 с.

4. Мургулец Л. В. Методы социально-психологической диагностики личности: Учеб. пособие. — Л.: ЛГУ. 2000: 70 с.

1. Batarshev A. V. Psihodiagnostika sposobnosti k obshcheniyu ili kak opredelit’ organizatorskie i kommunikativnye kachestva lichnosti. — Moskva: Vlados. 2009: 176 (In Russian).

2. Dvojnikov S. I. Upravlenie razvitiem sestrinskogo personala: uchebnoe posobie / S. I. Dvojnikov, L. A. Karaseva. — Moskva: VUNMC Roszdrava. 2006: 120 (In Russian).

3. Kochetkova A. I. Psihologicheskie osnovy sovremennogo upravleniya personalom. — Moskva: Zercalo. 2016: 384 (In Russian).

4. Murgulec L. V. Metody social’no-psihologicheskoj diagnostiki lichnosti: Ucheb. posobie. — Leningrad: LGU. 2000: 70 (In Russian).

Одной из наиболее актуальных в системе здравоохранения России является проблема эффективного управления человеческими ресурсами [1]. Руководитель медицинской организации должен уметь вести переговоры, расширять общественные связи, поддерживать связи с соответствующими органами управления, лицензирования, государственными и частными предприятиями [3]. Изучению принципов эффективного группового и партнерского общения в практике профессиональной деятельности руководителей медицинских организаций, развитию их коммуникативных навыков, знаниям правил ведения успешной презентации и публичного выступления должно уделяться должное внимание при подготовке руководителей здравоохранения любого уровня [2].

Цель исследования — изучить отечественную литературу о влиянии коммуникативных и организаторских способностей руководителя сестринской службы на социально-психологических климат коллектива.

В ходе изучения специальной литературы были использованы: биографический и аналитический методы.

Проблема общения и коммуникативной сферы личности руководителя в трудах отечественных авторов.

Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, т. е. познавательными процессами, такими как ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, внимание, мышление. В процессе общения в медицинской организации осуществляется обмен видами деятельности между медицинскими работниками и пациентами, их представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами. Вид деятельности медицинских работников — это оказание медицинских услуг (медицинской помощи), вид деятельности пациента — это получение медицинских услуг (медицинской помощи). Общение в процессе оказания и получения медицинской помощи подразумевает складывающееся отношение между медицинскими работниками и пациентами. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, и это не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие [4].

Для Цитирования:
Мунтян Ирина Александровна, Кропотова Светлана Владимировна, Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных и организаторских способностей руководителя и их влияние на социальнопсихологический климат коллектива. Медсестра. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: