По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Теневое экономическое поведение в российском образовании: роль институциональных изменений*

В статье предпринята попытка качественного анализа теневого сегмента образовательной сферы. На основе данных, полученных в результате проведения исследовательских полуструктурированных интервью, сделаны выводы об эволюции теневого экономического поведения в образовании, степени устойчивости различных его форм, необходимости легализации, искоренения или игнорирования теневых отношений в условиях институциональных изменений.

Литература:

1. Аллак Ж., Пуассон М. Коррумпированные школы, коррумпированные университеты: что можно сделать? — Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2015.

2. Барсукова С.Ю. Теневая экономика и теневая политика: механизм сращивания. — М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

3. Вольчик В.В., Кривошеева-Медянцева Д.Д. Исследование институциональной структуры сферы образования: основные концепты и теоретические рамки // TERRA ECONOMICUS. — 2015. — Т. 13, № 2. — С. 131–139.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013– 2020 годы. — http://минобрнауки. рф/документы/3409.

5. Зотова Т.А. Адаптивное экономическое поведение в контексте институциональных изменений // Journal of Economic Regulation. — 2012. — Т. 3, № 3. — С. 73–79.

6. Ли Цзинь. Культурные основы обучения: Восток и Запад. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2015.

7. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2799 от 23 марта 2015 г. — http://wciom. ru/index.php?id=236&uid=115189.

8. Тамбовцев В.Я. Экономическая теория неформальных институтов. — М.: РГ-Пресс, 2014.

9. Bray М. Confronting the shadow education system: what government policies for what private tutoring? — Paris: UNESCO, IIEP, 2009.

10. Heyneman S., Anderson K., Nuraliyeva N. The cost of corruption in higher education // Comparative Education Review. — 2007. — Vol. 51. — № 2.

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ (грант № 15-32-01019) «Институциональные изменения структуры российской сферы образования и адаптивное экономическое поведение (на примере Ростовской области)».

Теневое экономическое поведение в сфере образования, в частности коррупция, связывается многими исследователями с такими негативными последствиями, как препятствование повышению качества образовательных услуг, непроизводительное использование образовательных ресурсов, усиление неравенства, снижение трудовой мотивации молодёжи (Anderson, Heyneman, Hallak, Poisson). Это глобальная проблема. Например, по данным Transparency International, в среднем 16% граждан в течение года совершают неформальные платежи в образовательной сфере.

из досье

Татьяна Алексеевна Зотова,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, Высшая школа бизнеса, г. Ростов-на-Дону, E-mail: tatyana.zotova@list.ru

В связи с этим для России, где распространённость теневых форм экономического поведения, в том числе в образовании, велика, важно отслеживать влияние институциональных изменений на возможность и выгодность совершения коррупционных действий, а также на их этическую оценку участниками рынка образовательных услуг. По мнению некоторых авторов, именно обыденность, привычка, неосуждаемость со стороны социума теневого экономического поведения порождают его наиболее устойчивые формы (Римский, Шевченко, Абрамов).

Анализ институциональных изменений проведён преимущественно в русле методологии оригинального институционализма с учётом достижений новой институциональной экономики. Так, исследователи, придерживающиеся взглядов старой институциональной школы (Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчела), полагают, что институты действуют только потому, что составляющие их правила укоренились в общественных привычках к определённым способам мышления и поведения. В то же время с учётом преобразовывающей нисходящей причинной связи (по Ходжсону) для адекватного понимания поведения акторов в центре внимания должны находиться институциональные изменения, способные вызвать изменения привычного образа мыслей и поведения.

Для Цитирования:
Т.А. Зотова, Теневое экономическое поведение в российском образовании: роль институциональных изменений*. Ректор ВУЗа. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: