Актуальность парфюмерно-косметических товаров в жизни человека доказана неоднократно. Постоянно пополняющийся ассортимент этих товаров не оставляет никого безразличным к ним. Парфюмерия и косметика интересны и необходимы как детям, так и лицам пожилого возраста, не говоря уже о молодежи. Даже мужчины, сдержанные в использовании косметики, привыкают к ней все больше.
Ассортимент парфюмерно-косметических товаров представлен на отечественном рынке большим количеством продукции российских и зарубежных производителей. Российская косметика и парфюмерия представлена на рынке такими лидерами как « Невская Косметика», производство которой сертифицировано по международной системе ISO, ценовое позиционирование — «масс-маркет».
ЗАО «Новая Заря», Концерн «Калина» вырабатывают изделия для различных сегментов рынка, включая косметику для подростков и детей различного возраста.
Анализ структуры потребления в различных каналах реализации представлен в таблице 1.
В таблице 1 показано, что доля парфюмерных и косметических товаров в общем объеме продажи на рынках и ярмарках составила в 2014 г. и 2015 г. — по 1 %, а туалетного мыла — по 0,2 %. Этими же данными характеризуется и первое полугодие 2016 г.
Доля рынков и ярмарок в общем объеме продажи парфюмерных и косметических товаров составила в 2014 г. — 8,2 %, в 2015 г. — 7,9 %, а в первом полугодии 2016 г. — 7,8 %. Относительно туалетного мыла продажи составили: в 2014 г. — 13,6 %, в 2015 г. — 13,1 % и в первом полугодии 2016 г. — 11,2 %.
Данные, отраженные в таблице 2, позволяют выявить тенденцию небольшого, но увеличения продаж:
— парфюмерных и косметических товаров в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 5,2 %; а в I полугодии 2016 г. — на 13 %;
— туалетного мыла за эти же временные периоды, соответственно, — на 1,6 % и на 5,1 %.
По данным результатов контрольно-надзорных мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора, выявлено качество парфюмерно-косметических товаров и мыла туалетного твердого, которые отражены в таблице 3.