Добровольческое (волонтерское) движение всегда являлось активным помощником и проводником государственной политики. Добровольческое движение находит широкую поддержку со стороны государства и общества, поскольку его деятельность во многом совпадает с государственными функциями и приоритетами. Добровольчество (волонтерство) дополняет те функции социальной политики, развитие которых на государственном уровне является не столь успешным в силу общественной актуальности многих проблем культурной, социальной, экономической, образовательной, экологической сфер, разрешение которых в большей степени проявляет свою эффективность посредством общественной активности. Тем самым добровольческое движение объединяет в себе идеи гражданского общества и определенную долю государственного вмешательства [2].
Добровольческое движение в настоящее время является одним из самых актуальных и перспективных направлений государственной политики, что подтверждается инициативой Президента РФ, ранее объявившего истекший 2018 г. годом добровольца (волонтера) [8]. С 2018 г. реализуется федеральный проект «Социальная активность», являющийся частью национального проекта «Образование», рассчитанного до 2024 г. Целью федерального проекта «Социальная активность» является создание к 2024 г. условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства). Согласно федеральному проекту идет институционализация добровольчества в России на основе потенциала образовательных организаций. В рамках федерального проекта «Социальная активность» предусмотрены следующие мероприятия:
• обновление действующей нормативно-правовой базы;
• разработка стандарта (целевой модели) функционирования объединений (сообществ) полезного действия по популяризации здорового образа жизни на базе образовательных организаций;
• разработка образовательных программ подготовки (переподготовки) специалистов по работе в сфере добровольчества и технологиям работы с волонтерами в образовательных организациях;