По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 00; 16; 374; 37.015.33; 37.018.76; 37.018.74 DOI:10.33920/nik-01-2409-08

Тенденции в науке и образовании в условиях геополитических угроз культурному суверенитету

Чернов Владимир Анатольевич ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Россия, 603000, г. Нижний Новгород, Большая Покровская ул., д. 60, к. 201, E-mail: fic@iee.unn.ru, ORCID: 0000-0002-7703-1660

В статье рассматриваются вопросы, поставленные главой государства перед экономикой в ее взаимосвязи с наукой. Автор приходит к выводу, что обеспечение независимости, безопасности и суверенитета требуется не только в финансовой сфере, но и в науке, образовании, воспитании. Освещены факторы, влияющие на этот процесс, и предложены способы решения проблемы во взаимоувязке национальных финансов и экономической науки, необходимые для укрепления национального финансового суверенитета, служения экономической науке, национальным интересам, культурным ценностям, стратегическим целям и задачам подъема российской экономики. Автор раскрывает взаимосвязь широкого использования международных наукометрических баз данных в их влиянии на состояние, развитие и суверенитет отечественной науки, оценку научных результатов, систему оценки эффективности научных исследований при выдаче грантов, востребованность, импакт-фактор, рейтинг, значимость и авторитет российских журналов, квартиль, статус и гегемонию зарубежных журналов и опосредованное принуждение к их цитированию. Особое внимание уделяется косвенному воспитанию или воспитанию вне учебных заведений, за рамками образовательных учреждений в комплексной взаимосвязи с наукой и образованием. Предлагаются способы преодоления информационных вызовов и угроз, повышения научного, образовательного, культурного суверенитета как необходимого условия укрепления государства, повышения национальной независимости в сфере финансов.

Литература:

1. Степанова С.В. Актуальные проблемы обучения экономическим специальностям в высшей школе / С.В. Степанова. — Текст: непосредственный // Высшее образование в России. — 2023. — Т. 32, № 7. — С. 78–95. — DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-78-95.

2. Резник Ю.М. Научные журналы России в тисках международных сетевых структур / Ю.М. Резник. — Текст: непосредственный // Вопросы культурологии. — 2020. — № 9. — С. 82–91. — DOI: 10.33920/nik-01-2009-11. — EDN UAWXER.

3. В России введен мораторий на показатели по публикациям ученых в зарубежных журналах // Ведомости, 21 марта 2022 г. — Текст: электронный. — URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/03/21/914514-moratorii-na-pokazateli-po-publikatsiyam.

4. Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 № 414 «О некоторых вопросах применения требований и целевых значений показателей, связанных с публикационной активностью».

5. Баканов М.И., Чернов В.А. Проблемы и перспективы экономического образования в России / М.И. Баканов, В.А. Чернов. — Текст: непосредственный // Профессиональный учебник. — 2006. — № 2 (8). — С. 3–9. — EDN WHEGRX.

6. Чернов В.А. Качество потребления в социокультурной сфере как условие устойчивого развития общества / В.А. Чернов. — Текст: непосредственный // Вопросы культурологии. — 2020. — № 9. — С. 8–18. — DOI: 10.33920/nik-01-2009-01. — EDN FEUHFJ.

7. Чернов В.А. Поведенческая экономика и культура потребления в управлении устойчивостью развития / В.А. Чернов. — Текст: непосредственный // Инновационная экономика и общество. — 2023. — № 1 (39). — С. 20–37. — EDN ONYKHH.

8. Goldman, Shelley & Luce, Megan & Vea, Tanner (2021). Opportunities and tensions in family science: Challenging dominant paradigms of science education. Cultural Studies of Science Education. 16. 10.1007/s11422-020-09998-0.

9. Colucci-Gray, Laura (2023). Gesturing in plain sight: dialogical enactments of sustainable futures as being and doing in the world. Cultural Studies of Science Education. 10.1007/ s11422-023-10189-w.

10. Torres-Olave, Betzabe & Bravo, Paulina (2021). Facing neoliberalism through dialogic spaces as sites of hope in science education: experiences of two self-organised communities. Cultural Studies of Science Education. 16. 10.1007/s11422-021-10042-y.

11. Смирнов В.А. Молодежная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия / В.А. Смирнов. — Текст: непосредственный // Высшее образование в России. — 2023. — Т. 32, № 5. — С. 9–20. — DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20.

12. Гудименко О.В. Влияние образовательной среды вуза на становление профессионального самосознания студента / О.В. Гудименко. — Текст: непосредственный // Инновационная экономика и общество. — 2023. — № 1 (39). — С. 88–93. — EDN JWMWZI.

13. Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ / Т.К. Ростовская, Е.Н. Васильева. — Текст: непосредственный // Высшее образование в России. — 2023. — Т. 32, № 5. — С. 21–35. — DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35.

14. Кирюшина Н.А. Компоненты культуры и их роль в формировании личности / Н.А. Кирюшина. — Текст: непосредственный // Инновационная экономика и общество. — 2023. — № 2 (40). — С. 106–112. — EDN UGSQIZ.

1. Stepanova S.V. (2023). Actual Problems of Economics Teaching in Higher School [Aktual'nye problemy obuchenija jekonomicheskim special'nostjam v vysshej shkole]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 7, pp. 78–95, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-78-95 (In Russ., abstract in Eng.).

2. Reznik Y.M. Scientifi c journals of Russia in the grip of international network structures [Nauchnye zhurnaly Rossii v tiskah mezhdunarodnyh setevyh struktur]. Voprosy kul'turologii — Questions of cultural studies, 2020, no. 9, pp. 82–91. — DOI 10.33920/nik01-2009-11. — EDN UAWXER.

3. In Russia, a moratorium has been introduced on indicators for scientists' publications in foreign journals [V Rossii vveden moratorij na pokazateli po publikacijam uchenyh v zarubezhnyh zhurnalah]. Vedomosti — Statements, March 21, 2022. — URL: https:// www.vedomosti.ru/society/news/2022/03/21/914514-moratorii-na-pokazateli-po-publikatsiyam.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 414 dated 03/19/2022 “On some issues of the application of requirements and target values of indicators related to publication activity” [«O nekotoryh voprosah primenenija trebovanij i celevyh znachenij pokazatelej, svjazannyh s publikacionnoj aktivnost'ju»].

5. Bakanov M.I., Chernov V.A. Problems and prospects of economic education in Russia [Problemy i perspektivy jekonomicheskogo obrazovanija v Rossii]. Professional'nyj uchebnik — Professional textbook, 2006, no. 2 (8), pp. 3–9. — EDN WHEGRX.

6. Chernov V.A. Quality of consumption in the socio-cultural sphere as a condition for sustainable development of society [Kachestvo potreblenija v sociokul'turnoj sfere kak uslovie ustojchivogo razvitija obshhestva]. Voprosy kul'turologii — Questions of cultural studies, 2020, no. 9, pp. 8–18. — DOI: 10.33920/nik-01-2009-01. — EDN FEUHFJ.

7. Chernov V.A. Behavioral economics and consumer culture in sustainability management [Povedencheskaja jekonomika i kul'tura potreblenija v upravlenii ustojchivost'ju razvitija]. Innovacionnaja jekonomika i obshhestvo — Innovative economy and society, 2023, no. 1 (39), pp. 20–37. — EDN ONYKHH.

8. Goldman, Shelley & Luce, Megan & Vea, Tanner (2021). Opportunities and tensions in family science: Challenging dominant paradigms of science education. Cultural Studies of Science Education. 16. 10.1007/s11422-020-09998-0.

9. Colucci-Gray, Laura (2023). Gesturing in plain sight: dialogical enactments of sustainable futures as being and doing in the world. Cultural Studies of Science Education. 10.1007/ s11422-023-10189-w.

10. Torres-Olave, Betzabe & Bravo, Paulina (2021). Facing neoliberalism through dialogic spaces as sites of hope in science education: experiences of two self-organised communities. Cultural Studies of Science Education. 16. 10.1007/s11422-021-10042-y.

11. Smirnov V.A. Youth Policy and Educational Activities in Russian Universities: Stages of Development and Key Contradictions [Molodjozhnaja politika i vospitatel'naja dejatel'nost' v rossijskih universitetah: jetapy razvitija i kljuchevye protivorechija]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2023, no. 5 (32), pp. 9–20, doi: 10.31992/0869-36172023-32-5-9-20 (In Russ., abstract in Eng.).

12. Gudimenko O.V. The influence of the educational environment of the university on the formation of professional self-awareness of the student [Vlijanie obrazovatel'noj sredy vuza na stanovlenie professional'nogo samosoznanija studenta]. Innovacionnaja jekonomika i obshhestvo — Innovative economy and society, 2023, no. 1 (39), pp. 88–93. — EDN JWMWZI.

13. Rostovskaya T.K., Vasilieva E.N. Education as a Resource for the Formation of “Soft Power” in Working with Young Compatriots Living in the CIS countries [Obrazovanie kak resurs formirovanija «mjagkoj sily» v rabote s molodymi sootechestvennikami, prozhivajushhimi v stranah SNG]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2023, no. 5 (32), pp. 21–35, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35 (In Russ., abstract in Eng.).

14. Kiryushina N.A. Components of culture and their role in personality formation [Komponenty kul'tury i ih rol' v formirovanii lichnosti]. Innovative economy and society, 2023, no. 2 (40), pp. 106–112. — EDN UGSQIZ.

Статья поступила 12.05.2024.

Происходящие исторически необходимые глобальные изменения требуют активного включения в эти процессы науки, образования, воспитания, которые являются идеологическими составляющими растущих гибридных угроз. Экономика и, в частности, финансы являются, с одной стороны, источником финансирования геополитических процессов, а с другой — важнейшим условием укрепления устойчивости и суверенитета государства. Современная геополитическая ситуация становится катализатором многих процессов в обществе. Катализатором позитивных изменений она должна стать и для высшего экономического образования. Вопросы обеспечения экономической безопасности страны, понимания ее смысла должны быть основополагающими [11, c. 91].

На парламентской конференции «Россия — Латинская Америка» Президент России заявил, что международные финансовые институты и правила выстроены таким образом, что обслуживают интересы «золотого миллиарда» в ущерб другим государствам. Поэтому в международной финансовой системе нужны изменения2.

На встрече с участниками Международной олимпиады по финансовой безопасности глава государства отметил, что создание более честного и справедливого многополярного миропорядка неизбежно и исторически необходимо. Для этого требуются прочные экономические основы3, и необходимо обеспечение финансовой безопасности, которое на пленарной сессии в рамках III Международной олимпиады по финансовой безопасности В.В. Путин назвал все более важной, все более сложной, комплексной и масштабной задачей. А ее решение требует совместных усилий и высокого уровня подготовки специалистов, причем в самых разных областях4.

В исследовании ставятся задачи:

— определить, насколько текущее состояние в науке и образовании позволяет выполнять эти стратегические задачи;

Для Цитирования:
Чернов Владимир Анатольевич, Тенденции в науке и образовании в условиях геополитических угроз культурному суверенитету. Вопросы культурологии. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: