Статья поступила 31.03.2015 г.
Политика в области искусства, как до войны, так и во время неё сводилась к «кнуту и прянику». Формами государственной оценки можно считать учреждение в декабре 1939 г. Сталинских премий [15], институт почётных званий, утверждённый Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 11 января 1940 г. [9]. В Башкирии также стала традиционной практика награждения различными званиями и грамотами отличившихся деятелей художественной культуры. Так, накануне Великой Отечественной войны в феврале 1941 г. на заседании Бюро Башкирского областного комитета ВКП (б) был утверждён проект Указа Президиума Верховного Совета БАССР о присвоении почётных званий «Заслуженный артист БАССР» и «Заслуженный деятель искусств БАССР». В этом году высокие звания были присвоены работникам Уфимского русского драматического театра артистам Г. Егиазарову, А. Закк, А. Касаткину и художественному руководителю М. Смелкову [17. Л. 74, 98–99].
В республике большой популярностью среди зрителей пользовалась Башкирская государственная филармония, созданная накануне войны в 1939 г. В июне 1941 г. в составе филармонии были организованы Башкирские ансамбли народных танцев, кураистов, оркестр народных инструментов, хор [13. С. 24–25]. Заведующим музыкальной частью ансамбля народных танцев филармонии был назначен молодой композитор Т. Каримов, прославившийся в годы войны песнями, служившими делу Победы. В 1943 г. им был написан «Башкирский марш» («Вперед на Берлин!»). В небольшой заметке газеты «Советский воин» от 15 мая 1943 г. было написано: «Недавно башкирские артисты выступали в частях Н-ского гвардейского соединения. В 20 концертах они показали не только свое искусство, но и помогли бойцам и командирам шире развернуть художественную самодеятельность. Так башкирский композитор Каримов написал и прекрасно исполняет на баяне марш конников-гвардейцев. Разучить этот марш он помог нашим баянистам» [4].
Наиболее распространенной формой культурного шефства над личным составом Вооруженных Сил были поездки концертных бригад на фронт. В их состав входили чтецы, вокалисты, инструменталисты, артисты балета и цирка. Мобильные, не требующие специальной сцены и сложного реквизита, они могли выступать в землянках и блиндажах. Из ведущих артистов филармонии было организовано 9 таких фронтовых бригад. Поездка на фронт рассматривалась работниками искусства как творческий отчёт перед воинами Советской Армии.