Консолидация капитала розничных торговых объединений в экономике Германии в начале ХХ в. стала инструментом формирования конкурентных преимуществ в условиях ужесточившейся конкуренции. При этом в настоящем, 2022 г. подобные тенденции усилились под влиянием экономических, эпидемиологических, политических факторов. Интеграция как форма объединения посредством кооперации, специализации на основе перераспределения управленческих функций для увеличения потенциала становится возможностью повышения эффективности деятельности, усиления синергетического эффекта от использования ресурсов [3]. Акцентируется оптимизация организации процессов товародвижения посредством описанных тенденций [2]. В то же время происходит ужесточение условий трансформации кооперативов в интегрированные коммерческие структуры, при этом снимаются территориальные ограничения в размещении торговых объектов. При этом выраженным представляется влияние социально-экономических факторов в развитии рынка потребительских товаров [1, 5].
Управляющие органы торговых кооперативов смогли инвестировать нераспределенную прибыль или «запасный капитал» в торговые и производственные активы, поступления от которых они стали вкладывать в развитие первичных кооперативов, приобретая право собственности, а часто и контроля над ними [3]. Тогда же стали появляться первые интегрированные торговые системы, которые совмещали в себе кооперативный и акционерный принципы владения. Потребительские кооперативы стали преобразовываться в коммерческие структуры и проходить процедуру системообразования (примером являются такие торговые предприятия, как Edeka, COOP, Rewe).
К 2010 г. в Германии торговые системы, созданные на кооперативных началах, опередили в развитии конкурентные торговые сети [4]. В то время оборот продовольственных товаров торговой сети Edeka составил 40,9 млрд евро, а Rewe — 27 млрд евро. При этом такая конкурентная сеть, как Schwarz Gruppe (Lidle, Caufland), имела товарооборот 23 млрд евро., Точно ли указана денежная единица, речь идет о немецкой сети? а Aldi Gruppe — 20,1 млрд евро. Данный сценарий трансформации был применен во многих станах Европейского союза, например Норвегии, Швейцарии, Финляндии и др.