По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5.01 DOI:10.33920/igt-2-2312-02

Тенденции развития трансграничной электронной торговли в Казахстане

Гульнар Темиргалиевна Кунуркульжаева кандидат экономических наук, ассоциированный профессор, Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Республика Казахстан, Е-mail: gtk63@mail.ru
Алмагул Жауынгеровна Ибрашева старший преподаватель, магистр, Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Республика Казахстан, Е-mail: ibrasheva1975@mail.ru
Ботагоз Жумабековна Болатова доктор экономических наук, доцент, НАО «Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова», г. Актобе, Республика Казахстан, Е-mail: Botik1984@mail.ru
Алия Айбековна Ерниязова кандидат экономических наук, старший преподаватель, НАО "Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова" (г. Уральск, Республика Казахстан), Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова (г. Актобе, Республика Казахстан), Е-mail: aliya-erniyazova@mail.ru

Сегодня глобальный мир характеризуется активным развитием и повсеместным проникновением информационно-коммуникативных технологий в различные сферы жизнедеятельности. Эта тенденция также повлияла на способы и форматы ведения бизнеса: сегодня уже активно развивается электронная коммерция, которая предоставила новые перспективы развития для бизнеса в виде экономии на трансакционных издержках, возможности доступа к глобальным рынкам без необходимости присутствия на месте и т. д. Целью данной статьи является расширение охвата статистики платежного баланса по отдельным видам внешнеэкономических операций физических лиц, улучшению качества и достоверности статистики внешнего сектора. В статье представлены тенденции развития трансграничной электронной торговли и подходы оценки ее объемов в показателях платежного баланса.

Литература:

1. Trends in Commerce and Payments [Электронный ресурс]. — URL: https://www.insiderintelligence.com/content/global-ecommerce-forecast2021?_gl=1*1d2w0mw*_ga*N DY0OTcyODE2LjE2Njc5OTExMzM.*_ga_XXYLHB9SXG*MTY2Nzk5MTEzMi4xLEuMTY2Nzk5M TUwNS4wLjAuMA (дата обращения: 11.09.2023).

2. Ecommerce Sales [Электронный ресурс]. — URL: https://www.insiderintelligence.com/topics/industry/ecommerce-sales (дата обращения: 11.09.2023).

3. Compilation of e-commerce data for BoP statistics, Lilit Yezekyan, Central Bank of Armenia [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bis.org/ifc/events/ifc_armenia_2018/ Yezekyan.pdf (дата обращения: 11.09.2023).

4. Compilation of E-commerce data for balance of payments statistics, Central Bank of Armenia, 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bis.org/ifc/publ/ifcb48i.pdf (дата обращения: 11.09.2023).

5. Развитие электронной коммерции в ЕАЭС: потенциал и перспективы [Электронный ресурс]. — URL: https://e-cis.info/news/566/109994/ (дата обращения: 23.07.2023).

6. Результаты обследования трансграничных товарных потоков, осуществляемых в рамках электронной торговли, 2018г. Национальный Банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nbrb.by/statistics/Sstandard/metadata/trade.asp (дата обращения: 23.07.2023).

7. Каримова Дж. Около 130 тыс жителей Казахстана не получат интернет в этом году // LS [Электронный ресурс]. — URL: https://lsm.kz/vkazahstane-okolo-130-tys-chelovek-ostanutsya-bezinterneta (дата обращения: 23.07.2023).

8. Учет трансграничной электронной торговли в статистике платежного баланса. URL: https://nationalbank.kz/file/download/89650 (дата обращения: 23.07.2023)

1. Trends in Commerce and Payments. Available at: https://www.insiderintelligence.com/ content/global-ecommerce-forecast2021?_gl=1*1d2w0mw*_ga*NDY0OTcyODE2LjE2Nj c5OTExMzM.*_ga_XXYLHB9SXG*MTY2Nzk5MTEzMi4xLEuMTY2Nzk5MTUwNS4wLjAuMA (accessed: 11 .09.2023).

2. Ecommerce Sales. Available at: https://www.insiderintelligence.com/topics/industry/ ecommerce-sales (accessed: 11 .09.2023).

3. Compilation of e-commerce data for BoP statistics, Lilit Yezekyan, Central Bank of Armenia. Available at: https://www.bis.org/ifc/events/ifc_armenia_2018/Yezekyan.pdf (accessed: 11.09.2023).

4. Compilation of E-commerce data for balance of payments statistics, Central Bank of Armenia, 2019. Available at: https://www.bis.org/ifc/publ/ifcb48i.pdf (accessed: 11 .09.2023).

5. Development of e-commerce in the EAEU: potential and prospects. Available at: https:// e-cis.info/news/566/109994/ (accessed: 23.07.2023).

6. Results of a survey of cross-border trade flows carried out within the framework of e-commerce, 2018. National Bank of the Republic of Belarus. Available at: https://www.nbrb.by/statistics/Sstandard/metadata/trade.asp (accessed 23.07.2023).

7. Karimova J. About 130 thousand residents of Kazakhstan will not receive Internet this year. LS. Available at: https://lsm.kz/vkazahstane-okolo-130-tys-chelovek-ostanutsya-bezinterneta (accessed 23.07.2023).

8. Accounting for cross-border electronic commerce in balance of payments statistics. Available at: https://nationalbank.kz/file/download/89650 (accessed: 23.07.2023).

Дата поступления рукописи в редакцию: 23.11.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 26.11.2023.

Процесс цифровизации и расширение использования интернета способствовали частичной переориентации покупательского поведения населения из традиционной торговли в сторону электронной коммерции. Пандемия COVID-19 ускорила данную трансформацию. Внедрение технологических инноваций в торговле позволило связать потребителей с продавцами во внутренней и международной торговле. Рост цифровизации и массовый переход в онлайн-формат позволили электронной торговле стать драйвером ключевых изменений в мировой экономике.

В рамках электронной торговли активно приобретаются физические и цифровые товары, а также некоторые услуги, используя инфраструктуру онлайн-сервисов, интернета, мобильной коммерции, электронных переводов средств и др. В 2021 г. число онлайн-покупателей в мире достигло 2,1 млрд человек, а на электронную торговлю пришлось более 18% от всех розничных продаж в мире. Абсолютным лидером онлайн-торговли в настоящее время является Китай: в 2021 г. сегмент e-commerce в Китае впервые в мире превысил половину всего рынка розничных продаж. Далее следуют Южная Корея (28,9%), США (15) и Западная Европа (12,8%)[1].

В мировой практике в последние годы во многих странах реализован сбор статистики международной электронной торговли (74 страны ОЭСР и 53 страны вне ОЭСР, по данным исследования ЦБ Армении) для досчета статей платежного баланса. В рамках данного исследования изучен опыт стран ЕАЭС и Китая по учету электронной торговли. Учет трансграничной электронной торговли Банка Армении базируется на нескольких источниках: официальной статистике (данные таможенных служб по почтовым отправлениям, отчетность по транзакциям с использованием платежных карточек) и данных по платежам (база данных ArCa — Armenian Card включает все онлайн-транзакции внутри Армении и из Армении), агрегированные данные компаний [2, 3]. E-commerce выступает как альтернативный источник для поправок к данным ArCa по импорту товаров. Национальный банк Республики Беларусь и Центральный банк Российской Федерации применяют аналогичные подходы по учету трансграничной электронной торговли. В первых этапах опыт ЦБРФ базировался на данных о международных почтовых отправлениях (МПО) и экспертной оценке средней стоимости одного МПО [4]. В настоящее время оценка производится на основе банковской отчетности по операциям с использованием платежных карточек и данных операторов электронных денежных средств (ЭДС) («Киви», «ЯндексДеньги»).

Для Цитирования:
Гульнар Темиргалиевна Кунуркульжаева, Алмагул Жауынгеровна Ибрашева, Ботагоз Жумабековна Болатова, Алия Айбековна Ерниязова, Тенденции развития трансграничной электронной торговли в Казахстане. Гостиничное дело. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: