Дата поступления рукописи в редакцию: 23.11.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 26.11.2023.
Процесс цифровизации и расширение использования интернета способствовали частичной переориентации покупательского поведения населения из традиционной торговли в сторону электронной коммерции. Пандемия COVID-19 ускорила данную трансформацию. Внедрение технологических инноваций в торговле позволило связать потребителей с продавцами во внутренней и международной торговле. Рост цифровизации и массовый переход в онлайн-формат позволили электронной торговле стать драйвером ключевых изменений в мировой экономике.
В рамках электронной торговли активно приобретаются физические и цифровые товары, а также некоторые услуги, используя инфраструктуру онлайн-сервисов, интернета, мобильной коммерции, электронных переводов средств и др. В 2021 г. число онлайн-покупателей в мире достигло 2,1 млрд человек, а на электронную торговлю пришлось более 18% от всех розничных продаж в мире. Абсолютным лидером онлайн-торговли в настоящее время является Китай: в 2021 г. сегмент e-commerce в Китае впервые в мире превысил половину всего рынка розничных продаж. Далее следуют Южная Корея (28,9%), США (15) и Западная Европа (12,8%)[1].
В мировой практике в последние годы во многих странах реализован сбор статистики международной электронной торговли (74 страны ОЭСР и 53 страны вне ОЭСР, по данным исследования ЦБ Армении) для досчета статей платежного баланса. В рамках данного исследования изучен опыт стран ЕАЭС и Китая по учету электронной торговли. Учет трансграничной электронной торговли Банка Армении базируется на нескольких источниках: официальной статистике (данные таможенных служб по почтовым отправлениям, отчетность по транзакциям с использованием платежных карточек) и данных по платежам (база данных ArCa — Armenian Card включает все онлайн-транзакции внутри Армении и из Армении), агрегированные данные компаний [2, 3]. E-commerce выступает как альтернативный источник для поправок к данным ArCa по импорту товаров. Национальный банк Республики Беларусь и Центральный банк Российской Федерации применяют аналогичные подходы по учету трансграничной электронной торговли. В первых этапах опыт ЦБРФ базировался на данных о международных почтовых отправлениях (МПО) и экспертной оценке средней стоимости одного МПО [4]. В настоящее время оценка производится на основе банковской отчетности по операциям с использованием платежных карточек и данных операторов электронных денежных средств (ЭДС) («Киви», «ЯндексДеньги»).