По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338 DOI:10.33920/igt-01-2510-06

Тенденции развития и совершенствования собственных торговых марок торговых сетей

М.А. Николаева д. т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики Президентской академии (РАНХиГС), проф. кафедры менеджмента Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН)
Омар Мохаммед Я. К. студентка ГАУГН
К.А. Корченова студентка ГАУГН

В статье рассмотрены понятие, функции и принципы собственных торговых марок (СТМ), их преимущества, нормативно-правовая база, тенденции развития и совершенствования СТМ. Установлены основные тенденции совершенствования СТМ торговых сетей: сокращение перечня родительских и семейных брендов при одновременном увеличении суббрендов СТМ и количества товаров, реализуемых с СТМ, а также увеличение удельной доли товаров с СТМ в структуре ассортимента и структуре товарооборота, рост спроса на товары СТМ в премиальном ценовом сегменте и товары, произведенные в соответствии с принципами экологической ответственности.

Литература:

1. ГОСТ Р 59039-2020 Торговля ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ПОД СОБСТВЕННЫМИ ТОВАРНЫМИ ЗНАКАМИ.

2. Алексейчева Е.Ю. и др. Собственные торговые марки как драйвер повышения продовольственной безопасности Российской Федерации / Е.Ю. Алексейчева, И.Д. Мацкуляк, А.Б. Ярощук // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2025. — Том 15. № 1А. — С. 289-300. — DOI: 10.34670/ AR.2025.80.91.029.

3. Гусакова Е.П. Собственная торговая марка как фактор повышения конкурентоспособности торговых розничных сетей, 2014. [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sobstvennaya-torgovaya-marka-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnostitorgovyh-roznichnyh-setey/viewer.

4. Старов С.А. Управление собственными торговыми марками розничных сетей / С.А. Старов. — СПб.: изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013. — С. 12-13.

5. Калугина, С.А. и др. Принципы создания собственных торговых марок. / С.А. Калугина, А.А. Макаров, Б.А. Омарова, О.В. Волошина // Современные тенденции развития науки и технологий. Периодический научный сборник. — Москва: 2016. — С. 56-58.

6. Николаева М.А., Калугина С.А. Собственные торговые марки, их назначение и классификация. / М.А. Николаева, С.А. Калугина // Товаровед продовольственных товаров. — 2014. — № 2. — С. 56-61.

7. Как «Перекресток» развивает собственные торговые марки. /Электронный ресурс. — https:// www.retail.ru/tovar_na_polku/kak-perekryestok-razvivaet-sobstvennye-torgovye8. Официальный сайт «МЕТРО» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.metro-cc.ru/ assortiment/sobstvennye-torgovye-marki.

9. Караваев И. АКОРТ: Доля СТМ в продажах продовольственных ритейлеров выросла до 22%. [Электронный ресурс]. — URL: https://acort.ru/media-tsentr/novosti-assotsiatsii/dolya-STMvyrosla-do-22-procentov.html.

1. GOST R 59039-2020 Torgovlja PROIZVODSTVO I REALIZACIJa TOVAROV POD SOBSTVENNYMI TOVARNYMI ZNAKAMI.

2. Aleksejcheva E.Ju. i dr. Sobstvennye torgovye marki kak drajver povyshenija prodovol’stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii / Aleksejcheva E.Ju., Mackuljak I.D., Jaroshhuk A.B. // Jekonomika: vchera, segodnja, zavtra. — 2025. — Tom 15. № 1A. — S. 289-300. — DOI: 10.34670/AR.2025.80.91.029.

3. Gusakova, E.P. Sobstvennaja torgovaja marka kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti torgovyh roznichnyh setej, 2014. [Jelektronnyj resurs]. —URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobstvennaya-torgovaya-marka-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-torgovyh-roznichnyh-setey/viewer.

4. Starov S.A. Upravlenie sobstvennymi torgovymi markami roznichnyh setej / S.A. Starov. — SPb.: izd-vo «Vysshaja shkola menedzhmenta», 2013. — S. 12-13.

5. Kalugina S.A i dr. / Principy sozdanija sobstvennyh torgovyh marok. / Kalugina S.A., Makarov, A.A., Omarova, B.A. i dr. // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. Periodicheskij nauchnyj sbornik. — Moskva: 2016. — S. 56-58.

6. Nikolaeva M.A., Kalugina S.A. Sobstvennye torgovye marki, ih naznachenie i klassifikacija. / M.A. Nikolaeva, S.A. Kalugina // Tovaroved prodovol’stvennyh tovarov. — 2014. — № 2. — S. 56-61.

7. Kak «Perekrjostok» razvivaet sobstvennye torgovye marki. [Jelektronnyj resurs]. — URL: https:// www.retail.ru/tovar_na_polku/kak-perekryestok-razvivaet-sobstvennye-torgovye8. Oficial’nyj sajt «METRO» [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://www.metro-cc.ru/assortiment/sobstvennye-torgovye-marki.

9. Karavaev I. AKORT: Dolja STM v prodazhah prodovol’stvennyh ritejlerov vyrosla do 22%. [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://acort.ru/media-tsentr/novosti-assotsiatsii/dolya-STM-vyrosla-do22-procentov.html.

Собственные торговые марки (СТМ) представляют собой уникальный сегмент марочного ассортимента розничной торговли, который за последние десятилетия приобрел популярность среди потребителей. Эти марки, создаваемые розничными сетями, позволяют им предлагать товары под собственным брендом, что зачастую способствует продвижению товаров с СТМ на рынке и снижению цен на них за счет сокращения маркетинговых затрат.

СТМ становится важным инструментом для дифференциации на рынке, позволяя компаниям выделяться среди конкурентов и формировать лояльность потребителей. В условиях растущей конкуренции и изменений в потребительских предпочтениях собственные торговые марки не только расширяют ассортимент, но и играют ключевую роль в стратегическом управлении брендом. В данном исследовании мы рассмотрим основные тенденции, связанные с развитием собственных торговых марок, их влияние на рынок, а также их преимущества.

Розничные торговые сети активно стремятся расширять свое присутствие на рынке, открывая новые магазины. Однако они сталкиваются с серьезной конкуренцией, поскольку многие из этих новых точек расположены в непосредственной близости от конкурентов, что приводит к разделению покупательских потоков. В таких условиях наблюдается постоянное перераспределение клиентов между магазинами.

При сильной конкуренции традиционные методы стимулирования продаж становятся недостаточными. Важно не только привлекать покупателей, но и завоевывать их лояльность к конкретной розничной сети, особенно учитывая, что ассортимент товаров у большинства сетей схож.

Одним из эффективных средств формирования лояльности покупателей в условиях постоянной конкурентной борьбы являются собственные торговые марки (СТМ).

Собственная торговая марка (англ. — ownlabel) и частная марка (англ. — private label) — это равнозначные названия одного из перспективных направлений развития современного розничного оператора. В современных условиях практически каждая розничная сеть занимается продвижением продукции под собственной торговой маркой [4].

Для Цитирования:
М.А. Николаева, Омар Мохаммед Я. К., К.А. Корченова, Тенденции развития и совершенствования собственных торговых марок торговых сетей. Товаровед продовольственных товаров. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: