Т ранспортное машиностроение является одной из важнейших отраслей машиностроительного комплекса стран Евросоюза. Выделение из всего машиностроительного комплекса его транспортной подотрасли осуществлено на основе отраслевой классификации, применяемой в зарубежных статистических и профессиональных источниках. Согласно этой классификации в машиностроительном комплексе выделяются четыре основные подотрасли — общее машиностроение, включающее в себя производство научного и измерительного оборудования, электронное и электротехническое машиностроение, транспортное машиностроение и металлообработка.
На долю транспортного машиностроения приходится порядка 25 % (по состоянию на 1995 г.) от общего объема машиностроительного производства. С 1985-го по 1995 г. наблюдался неуклонный рост удельного веса этого направления в общей структуре комплекса. Этот показатель составлял 0,6 % при среднем росте 0,48 %. Главной подотраслью современного транспортного машиностроения является автомобилестроение.
О высоком уровне развития отрасли в странах Западной Европы говорит и следующий факт. Семь транснациональных корпораций, представляющих в регионе транспортное машиностроение, входят в число 100 крупнейших компаний мира. Этот список ежегодно публикуется в изданиях Организации Объединенных Наций по вопросам промышленного развития (UNIDO) и Европейской экономической комиссии Европейского союза. При составлении данного списка учитываются такие показатели, как товарооборот за год, чистая прибыль, количество работающих на производстве.
В 1994 г. в этот список входили DaimlerBenz AG («Даймлер-Бенц», Германия) с оборотом средств в 54 121 млн экю (европейская валютная единица до 1998 г.) и прибылью 548 млн экю — 8-е место, Volkswagenwerk GmbH («Фольксваген», Германия) с оборотом 41 623 млн экю и прибылью 77 млн экю — 19-е место, Fiat Group (от Fabbrica Italiana Automobili Torino, «ФИАТ», Италия) с оборотом 33 925 млн экю и прибылью 526 млн экю — 23-е место, Renault Group («Рено», Франция) — 36-е место, Peugeot («Пежо», Франция) — 43-е место, BMW AG (от Bayerische Motoren Werke AG, «Баварские моторные заводы», «БМВ») — 53-е место, Volvo («Вольво», Швеция) — 67-е место. Эти данные свидетельствуют о значительной роли транспортного машиностроения в структуре как всего комплекса стран Евросоюза, так и во всей обрабатывающей промышленности этих стран.