Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00356.
The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00356
Элементом концептуальных оценок развития электронной торговли, в том числе, является анализ динамики показателей e-commerce в России и в Европе. Российская Федерация и страны Европейского Союза формируют релевантные мировым тенденции оборота электронной торговли, роста доли пользователей интернет, структуры e-commerce [13].
Оборот интернет-магазинов Российской Федерации, по данным АКИТ, за период с января по сентябрь 2021 года составил 2,412 трлн руб. [16]. В анализе LfL-9m прирост показателя составил 2,7 %. По сравнению с динамикой 2020/2019 подобный темп роста формирует планомерную тенденцию развития ecommerce, по характеру не соответствующую темпу прироста оборота в 2020 году по сравнению с низкой базой 2019 года, когда прирост составил 44 % (рис. 1). При этом по прогнозам экспертов, оценки LfL-Y2Y зафиксируют прирост оборота электронной торговли по итогам 2021 года на уровне 15–17 %.
Сегмент электронной торговли экспертами рассматривается в разделении на внутренний и трансграничный. Соответственно, представляет интерес оценка динамики оборота внутренней электронной торговли и оборота трансграничной электронной торговли [8]. Оборот внутреннего рынка онлайн-торговли вырос с 240 млрд руб. в 2010 году до 2781 млрд руб. в 2020 году (рис. 2). По прогнозам АКИТ, этот показатель в 2021 году может составить более чем 3,2 трлн руб. [16]. Оборот трансграничных продаж вырос в 22 раза: с 20 млрд руб. в 2010 году до 440 млрд руб. в 2020 году. Величина этого показателя, по прогнозам экспертов, достигнет 519 млрд руб. по завершении текущего года.
Следует подчеркнуть, что за последние более чем десять лет (с 2010 по 2021 г.) их структура значительно изменилась. За указанный период доля оборота трансграничной торговли увеличилась с 7,7 % в 2010 году до 30,4 % в 2018 году [1]. В 2019 году удельный вес трансграничного оборота снизился до 28,8 %, в 2020 году — до 13,7 %. Эта тенденция, по оценкам экспертов, сохранится и в 2021 году [4]. Доля внутренней торговли в противовес снижалась с 92,3 % в 2010 году до 64,04 % в 2017 году [9]. Следующие три года этот показатель несколько вырос: до 69,6 % в 2018 году, до 71,2 % в 2019 году, до 86,3 % в 2020 году [7]. Динамика доли внутренней и трансграничной электронной торговли наглядно представлена на рис. 3.