По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339 DOI:10.33920/VNE-03-2201-01

Тенденции развития электронной торговли России и стран Европейского Союза

Красильникова Елена Анатольевна доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова

Темпы прироста оборота электронной торговли в мировом разрезе оценок за последние два года формируют кратные значения. Мировая статистика формирует увеличение показателя в среднем в 1,3 раза. Оборот e-com в странах Центральной и Восточной Европы в 2020 году вырос в 1,29 раза по сравнению с 2019 годом, в Западной Европе — в 1,26 раза, в Северной Америке — в 1,32 раза, в Латинской Америке — в 1,39 раза. Подобные темпы прироста в 2020 году были сформированы с учетом низкой базы 2019 года, что отразилось на прогнозируемом приросте показателя в 2021 году в рамках цепных оценок. Так, по оценкам экспертов, темп прироста показателя составит 12–17 %. Концептуальные подходы предопределяют анализ тенденций экономического развития стран Европейского Союза. Сравнения с трендами динамики показателей Российской Федерации позволят сформировать блок комплексных концептуальных оценок.

Литература:

1. Bragin L. A., Ivanov G. G., Mayorova E. A., Nikishin A. F., Mayorova A. N. Environmental performance of retail trade companies in Russia // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Т. 9. № 1 (25). С. 175–180.

2. Бойкова А. В., Никишин А. Ф., Хапенков В. Н. Повышение конкурентоспособности организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 419–422.

3. Брагин Л. А. Перспективы развития электронной торговли в условиях цифровизации. В книге: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах. 2020. С. 60–63.

4. Брагин Л. А. Электронная торговля как направление цифровизации экономики России. В сборнике: Практическая направленность обучения и исследований в вузе. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. под общ. ред. И. И. Скоробогатых, Н. И. Ивашковой. 2019. С. 185–188.

5. Брагин Л. А. Некоторые особенности развития электронной коммерции в сфере торговли. В сборнике: РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ: СТРАТЕГИИ, ИННОВАЦИИ, КОМПЕТЕНЦИИ. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. 2019. С. 340–343.

6. Брагин Л. А., Каращук О. С., Никишин А. Ф. Развитие зоны обслуживания организаций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10–2 (87). С. 474–477.

7. Брагин Л. А., Панкина Т. В., Никишин А. Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3493–3502

8. Красильникова Е. А., Никишин А. Ф. Онлайн-реальность развития фармацевтического рынка России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4–2. С. 217–221.

9. Красильникова Е. А. Развитие электронной торговли в фармацевтическом сегменте как основа трансформации моделей бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 676–679.

10. Красильникова Е. А., Баскаков В. А. Фармацевтический рынок России: вызовы, оценки, перспективы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4–2. С. 222–227.

11. Красильникова Е. А. Особенности регулирования электронной торговли как элемент современной парадигмы управления отраслью // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 5–2. С. 214–220.

12. Майорова Е. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1–1 (66). С. 1133–1136.

13. Майорова Е. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Систематизация показателей развития электронной торговли // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 244–247.

14. Майорова Е. А. Сравнительный анализ состояния и развития торговли в странах Европы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 173–176.

15. https://rosstat.gov.ru/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.11.2021)

16. https://akit.ru/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.11.2021)

17. Internet use by individuals / Eurostat [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/ eurostat/databrowser/view/tin00028/default/table?lang=en (дата обращения: 10.11.2021)

18. Ecommerce in France will reach 104 billion euros in 2020 /Ecommerce News [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ecommercenews.eu/french-ecommerce-e112-2-billion-in-2020/ (дата обращения: 03.11.2021)

1. Bragin L. A., Ivanov G. G., Mayorova E. A., Nikishin A. F., Mayorova A. N. Environmental performance of retail trade companies in Russia // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9. № 1 (25). P. 175–180.

2. Boikova A. V., Nikishin A. F., Khapenkov V. N. Povyshenie konkurentosposobnosti organizatsii elektronnoi torgovli na osnove upravleniia assortimentom [Increasing the competitiveness of e-commerce organizations based on assortment management] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 1 (78). P. 419–422. (In Russ.)

3. Bragin L. A. Perspektivy razvitiia elektronnoi torgovli v usloviiakh tsifrovizatsii [Prospects for the development of e-commerce in the context of digitalization]. In the book: Tsifrovaia ekonomika: tendentsii i perspektivy razvitiia [Digital economy: trends and development prospects]. Collection of abstracts of the national scientifi c and practical conference: in two volumes. 2020. P. 60–63. (In Russ.)

4. Bragin L. A. Elektronnaia torgovlia kak napravlenie tsifrovizatsii ekonomiki Rossii [Electronic commerce as a direction of digitalization of the Russian economy]. In the collection: Prakticheskaia napravlennost obucheniia i issledovanii v vuze [Practical orientation of teaching and research at the higher educational institution]. Materials of the VII All-Russian scientifi c-practical conference. under total. ed. I. I. Skorobogatykh, N. I. Ivashkova. 2019. P. 185–188. (In Russ.)

5. Bragin L. A. Nekotorye osobennosti razvitiia elektronnoi kommertsii v sfere torgovli [Some features of the development of e-commerce in the fi eld of trade]. In the collection: Razvitie sfery uslug: strategii, innovatsii, kompetentsii [Development of the service sector: strategies, innovations, competencies]. Materials of the All-Russian Scientifi c and Practical Conference. 2019. P. 340–343. (In Russ.)

6. Bragin L. A., Karashchuk O. S., Nikishin A. F. Razvitie zony obsluzhivaniia organizatsii torgovli v sovremennykh usloviiakh [Development of the service area of trade organizations in modern conditions] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 10–2 (87). P. 474–477. (In Russ.)

7. Bragin L. A., Pankina T. V., Nikishin A. F. Konkurentosposobnost organizatsii malogo biznesa v sfere torgovli [Competitiveness of small business organizations in the fi eld of trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 11. P. 3493–3502. (In Russ.)

8. Krasilnikova E. A., Nikishin A. F. Onlain-realnost razvitiia farmatsevticheskogo rynka Rossii [Online reality of the development of the pharmaceutical market in Russia] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2019. No. 4–2. P. 217–221. (In Russ.)

9. Krasilnikova E. A. Razvitie elektronnoi torgovli v farmatsevticheskom segmente kak osnova transformatsii modelei biznesa [Development of e-commerce in the pharmaceutical segment as the basis for the transformation of business models] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2019. No. 12 (113). P. 676–679. (In Russ.)

10. Krasilnikova E. A., Baskakov V. A. Farmatsevticheskii rynok Rossii: vyzovy, otsenki, perspektivy [Russian pharmaceutical market: challenges, assessments, prospects] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2019. No. 4–2. P. 222–227. (In Russ.)

11. Krasilnikova E. A. Osobennosti regulirovaniia elektronnoi torgovli kak element sovremennoi paradigmy upravleniia otrasliu [Features of regulation of electronic commerce as an element of the modern paradigm of industry management] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2021. No. 5–2. P. 214–220. (In Russ.)

12. Maiorova E. A., Nikishin A. F., Pankina T. V. Nematerialnye aktivy i ikh vliianie na sotsialno-ekonomicheskuiu eff ektivnost torgovli [Intangible assets and their impact on the socio-economic effi ciency of trade] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2016. No. 1–1 (66). P. 1133–1136. (In Russ.)

13. Maiorova E. A., Nikishin A. F., Pankina T. V. Sistematizatsiia pokazatelei razvitiia elektronnoi torgovli [Systematization of indicators of e-commerce development] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientifi c Research: Economics and Management]. 2020. Vol. 9. № 1 (30). P. 244–247. (In Russ.)

14. Maiorova E. A. Sravnitelnyi analiz sostoianiia i razvitiia torgovli v stranakh Evropy [Comparative analysis of the state and development of trade in European countries] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientifi c Research: Economics and Management]. 2018. Vol. 7. No. 1 (22). P. 173–176. (In Russ.)

15. https://rosstat.gov.ru/ [Electronic resource]. (Date of access 10.11.2021)

16. https://akit.ru/ [Electronic resource]. (Date of access 10.11.2021)

17. Internet use by individuals / Eurostat [electronic resource]. Access mode: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/tin00028/default/table?lang=en (date of access: 10.11.2021)

18. Ecommerce in France will reach 104 billion euros in 2020 /Ecommerce News [electronic resource]. Access mode: https://ecommercenews.eu/french-ecommerce-e112-2-billion-in-2020/ (date of access: 03.11.2021)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00356.

The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00356

Элементом концептуальных оценок развития электронной торговли, в том числе, является анализ динамики показателей e-commerce в России и в Европе. Российская Федерация и страны Европейского Союза формируют релевантные мировым тенденции оборота электронной торговли, роста доли пользователей интернет, структуры e-commerce [13].

Оборот интернет-магазинов Российской Федерации, по данным АКИТ, за период с января по сентябрь 2021 года составил 2,412 трлн руб. [16]. В анализе LfL-9m прирост показателя составил 2,7 %. По сравнению с динамикой 2020/2019 подобный темп роста формирует планомерную тенденцию развития ecommerce, по характеру не соответствующую темпу прироста оборота в 2020 году по сравнению с низкой базой 2019 года, когда прирост составил 44 % (рис. 1). При этом по прогнозам экспертов, оценки LfL-Y2Y зафиксируют прирост оборота электронной торговли по итогам 2021 года на уровне 15–17 %.

Сегмент электронной торговли экспертами рассматривается в разделении на внутренний и трансграничный. Соответственно, представляет интерес оценка динамики оборота внутренней электронной торговли и оборота трансграничной электронной торговли [8]. Оборот внутреннего рынка онлайн-торговли вырос с 240 млрд руб. в 2010 году до 2781 млрд руб. в 2020 году (рис. 2). По прогнозам АКИТ, этот показатель в 2021 году может составить более чем 3,2 трлн руб. [16]. Оборот трансграничных продаж вырос в 22 раза: с 20 млрд руб. в 2010 году до 440 млрд руб. в 2020 году. Величина этого показателя, по прогнозам экспертов, достигнет 519 млрд руб. по завершении текущего года.

Следует подчеркнуть, что за последние более чем десять лет (с 2010 по 2021 г.) их структура значительно изменилась. За указанный период доля оборота трансграничной торговли увеличилась с 7,7 % в 2010 году до 30,4 % в 2018 году [1]. В 2019 году удельный вес трансграничного оборота снизился до 28,8 %, в 2020 году — до 13,7 %. Эта тенденция, по оценкам экспертов, сохранится и в 2021 году [4]. Доля внутренней торговли в противовес снижалась с 92,3 % в 2010 году до 64,04 % в 2017 году [9]. Следующие три года этот показатель несколько вырос: до 69,6 % в 2018 году, до 71,2 % в 2019 году, до 86,3 % в 2020 году [7]. Динамика доли внутренней и трансграничной электронной торговли наглядно представлена на рис. 3.

Для Цитирования:
Красильникова Елена Анатольевна, Тенденции развития электронной торговли России и стран Европейского Союза. Лизинг. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: