Система государственного финансового контроля во многом определяет эффективность функционирования государства. Именно субъекты контроля, аудита и анализа формируют систему показателей, динамика которых позволяет обеспечить принятие верных управленческих решений как на уровне отдельных отраслей, сфер хозяйствования, так и на уровне государства в целом.
В связи с введением в действие Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» появилось понятие «государственный аудит», занявшее свое место наряду с понятием «государственный финансовый контроль». Рассмотрим понятие «государственного аудита» более подробно [4].
Успешная реализация государством социальной и экономической политики невозможна без эффективного государственного контроля и аудита. Исследование понятия «государственный аудит» следует начать с монографии российского государственного и политического деятеля С.В. Степашина «Конституционный аудит», вышедшей в свет в 2006 году [12]. С выводами о результатах дальнейшего развития государственного аудита (контроля) в России можно ознакомиться в книге этого же автора «Государственный аудит и экономика будущего» [11].
Для определения понятия «государственный аудит» С.В. Степашин выделяет три важные характеристики:
1) государственный аудит является институтом, формирующим «систему норм, правил и механизмов принуждения к их исполнению» [11];
2) государственный аудит следует рассматривать в качестве «вида специальной деятельности, профессионально осуществляемой работниками особого конституционного органа» [11];
3) государственный аудит представляет собой «процесс осуществления независимой оценки стандартизированной информации государственных органов об использовании ими общественных ресурсов и вынесения объективного заключения о достоверности представленной информации, а также о соответствии деятельности органов исполнительной власти в сфере управления общественными ресурсами критериям законности, эффективности и результативности» [11].