По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.148

Тенденции и перспективы совершенствования системы внешнего государственного аудита (контроля)

Савина Наталья Викторовна д-р экон. наук, профессор кафедры «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», финансовый факультет, ФГАОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: savina-vzfei@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6297-5688
Савина Анастасия Максимовна студентка факультета международных экономических отношений, ФГАОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: anastasia-m-savina@mail.ru

В статье раскрывается роль Счетной палаты как основного субъекта государственного внешнего аудита (контроля), анализируется и оценивается уровень развития нормативного регулирования государственного финансового контроля, определяются перспективные направления совершенствования системы государственного внешнего аудита (контроля) и пути решения современных проблем в области организационных аспектов и методического инструментария государственного финансового контроля и аудита. В работе уделяется внимание необходимости развития стратегического аудита как наиболее востребованного направления внешнего государственного аудита (контроля), подчеркивается актуальность формирования методического обеспечения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по данной проблематике, раскрываются элементы нормативного регулирования стратегического аудита, в том числе на уровне внутренних нормативных документов Счетной палаты.

Литература:

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята в г. Лиме 17–26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)).

2. Мексиканская декларация независимости (принята в г. Мехико в ноябре 2007 года XIX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)).

3. Международные стандарты высших органов аудита (ISSAI) выпускаются Международной организацией высших органов аудита (ИНТОСАИ) [Электронный ресурс]. — URL: www.issai.org.

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

5. Стандарты государственного аудита [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ach.gov.ru/about/document/standards.

6. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/951/.

7. Стратегии развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018–2024 годы [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ach.gov.ru/about/document/ strategy-2018-2024.php.

8. Приказ Счетной палаты РФ от 25.04.2019 № 43 «Об Экспертно-консультативном совете при Председателе Счетной палаты Российской Федерации по вопросам стратегического управления и развитию государственного аудита».

9. Государственный аудит: учебное пособие / А.Н. Саунин; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа государственного аудита МГУ. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2018.

10. Давыдова Р.С., Кеворкова Ж.А. Место стратегического аудита в государственном финансовом контроле // Kant. — 2017. — № 2 (23).

11. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего / С.В. Степашин. — М.: Наука, 2008. — 608 с.

12. Степашин С.В. Конституционный аудит / С.В. Степашин. — М.: Наука, 2006. — 816 с.

13. Федотов А.Ф. Понятие государственного аудита // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 2–2. — С. 215–219.

14. Сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ach.gov.ru.

15. Сайт Международной организации высших органов аудита ИНТОСАИ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.intosai.org/.

1. The Lima Declaration of Control Guidelines (adopted in Lima on 17–26.10.1977 by the IX Congress of the International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI)).

2. The Mexican Declaration of Independence (adopted in Mexico City in November 2007 XIX Congress of the International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI)).

3. International Standards of Supreme Audit Institutions (ISSAI) are issued by the International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI) Available at: www.issai.org.

4. Federal Law No. 41-FZ of 05.04.2013 “On the Accounting Chamber of the Russian Federation” (in Russian).

5. Standards of state audit Available at: http://www.ach.gov.ru/about/document/standards.

6. Report on the work of the Accounting Chamber of the Russian Federation in 2018 Available at: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/951/ (in Russian).

7. Strategies for the development of the Accounts Chamber of the Russian Federation for 2018–2024 Available at: http://www.ach.gov.ru/about/document/strategy-2018-2024. php.

8. The order of the accounts chamber of the Russian Federation dated 25.04.2019 N 43 “On the Expert Advisory Council under the Chairman of the accounts chamber of the Russian Federation on the issues of strategic management and development of the state audit” (in Russian).

9. State audit: textbook / A.N. Saunin, Moscow state University named after M.V. Lomonosov, the Higher school of state audit, Moscow state University. — M.: publishing house of Moscow University, 2018. (in Russian).

10. Davydov R., Kevorkova J.A. Place of strategic audit in the public financial control // Kant. 2017. № 2 (23). (in Russian).

11. Stepashin S.V. State audit and the economy of the future / S.V. Stepashin. — M.: Nauka, 2008. 608 p. (in Russian).

12. Stepashin S.V. Constitutional audit / S.V. Stepashin. M.: Nauka, 2006 — 816 p. (in Russian).

13. Fedotov A.F. The concept of state audit // Bulletin of the Kemerovo State University. 2015 (2–2). pp. 215–219. (in Russian).

14. Website of the Accounting Chamber of the Russian Federation. Available at: http:// www.ach.gov.ru.

15. Website of the International Organization of Supreme Audit Institutions INTOSAI. Available at: http://www.intosai.org/.

Система государственного финансового контроля во многом определяет эффективность функционирования государства. Именно субъекты контроля, аудита и анализа формируют систему показателей, динамика которых позволяет обеспечить принятие верных управленческих решений как на уровне отдельных отраслей, сфер хозяйствования, так и на уровне государства в целом.

В связи с введением в действие Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» появилось понятие «государственный аудит», занявшее свое место наряду с понятием «государственный финансовый контроль». Рассмотрим понятие «государственного аудита» более подробно [4].

Успешная реализация государством социальной и экономической политики невозможна без эффективного государственного контроля и аудита. Исследование понятия «государственный аудит» следует начать с монографии российского государственного и политического деятеля С.В. Степашина «Конституционный аудит», вышедшей в свет в 2006 году [12]. С выводами о результатах дальнейшего развития государственного аудита (контроля) в России можно ознакомиться в книге этого же автора «Государственный аудит и экономика будущего» [11].

Для определения понятия «государственный аудит» С.В. Степашин выделяет три важные характеристики:

1) государственный аудит является институтом, формирующим «систему норм, правил и механизмов принуждения к их исполнению» [11];

2) государственный аудит следует рассматривать в качестве «вида специальной деятельности, профессионально осуществляемой работниками особого конституционного органа» [11];

3) государственный аудит представляет собой «процесс осуществления независимой оценки стандартизированной информации государственных органов об использовании ими общественных ресурсов и вынесения объективного заключения о достоверности представленной информации, а также о соответствии деятельности органов исполнительной власти в сфере управления общественными ресурсами критериям законности, эффективности и результативности» [11].

Для Цитирования:
Савина Наталья Викторовна, Савина Анастасия Максимовна, Тенденции и перспективы совершенствования системы внешнего государственного аудита (контроля). Бухучет в строительных организациях. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: