Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, номер проекта № 20-010-00356.
The reported study was funded by the RFBR, project number № 20-010-00356.
Актуальность темы обусловлена повышением научного и практического интереса к заданной тематике. Основной целью работы стало изучение потенциала развития технологий виртуальной реальности в отечественной торговле. Объектом работы являлась индустрия виртуального (VR) ретейла. В качестве предмета исследования было выбрано развитие рынка виртуальной торговли в Российской Федерации.
Исследование выявило стремительный рост популярности научных изысканий, увеличение их числа, а также более массовое распространение VR-технологий (виртуальной реальности) на практике в несколько последних лет. Так, по данным научной электронной библиотеки elibrary.ru, за 2014–2016 годы представлено 56 публикаций по запросу «Виртуальная торговля», за 2017–2019 годы — 111 публикаций. В свою очередь, за 2020–2022 годы — 137 работ соответственно [15]. Эти работы касаются вопросов современных проблем виртуальной торговли, правовых аспектов осуществления торговли виртуального мира, способов усовершенствования технологий виртуальной реальности в торговле, торговли на виртуальных торговых площадках, виртуальных возможностей рынка розничной торговли, особенностей продвижения товаров и услуг на виртуальные рынки, специфики коммуникаций в виртуальной торговле, ценообразования в Интернете и др. [1, 2, 14, 18, 20, 21, 22, 23 и др.].
Еще одним подтверждением цифровой трансформации общества в сторону популяризации технологий виртуального мира является существенный рост количества интернет-запросов по теме «Виртуальная реальность» в 2022 году в сравнении с 2021 годом. Так, в 2022 году абсолютное число поисковых запросов через Yandex Search составило 299 933. В свою очередь, в 2021 году запросов было всего 246 794, что на 21,5 % меньше [16].
В ходе анализа научных работ были исследованы дефиниции, т. е. определения заданных терминов. Так, по мнению консилиума зарубежных исследователей (Пранав Парех, Ширэн Пател, Ниведита Пател и Манан Шах), указывается, что несмотря на то, что технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) часто считают одним и тем же, они имеют существенные отличия. AR (дополненная реальность) представляет собой перенос виртуальных объектов в плоскость реального мира, элементы которого трансформируются с помощью различных устройств ввода/вывода информации. Виртуальная реальность (VR) — это полноценное погружение в искусственную среду, созданную с помощью программного обеспечения. Цифровое пространство воспринимается пользователем как реальная среда, что позволяет проводить некие параллели и анализы с торговлей в классическом формате [12].