По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.16.012.23 DOI:10.33920/VNE-03-2301-06

Тенденции и перспективы развития технологий виртуальной реальности в отечественной торговле

Панасенко Светлана Викторовна д.э.н., профессор базовой кафедры торговой политики, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»
Лебедев Александр Александрович магистрант базовой кафедры торговой политики, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»

Научная работа представляет собой ответ на вопрос о трендах и перспективах развития технологий виртуальной реальности в российской торговле. В работе изучены научно-практические подходы к определению технологии виртуальной реальности и ретейла и различным аспектам ее применения на практике (в том числе в отношении правовых аспектов осуществления торговли в виртуальном мире, способов усовершенствования технологий виртуальной реальности в торговле, торговли на виртуальных торговых площадках, виртуальных возможностей рынка розничной торговли, особенностей продвижения товаров и услуг на виртуальные рынки, специфики коммуникаций в виртуальной торговле, ценообразования в Интернете, современных проблем виртуальной торговли и др.). Рассмотрена современная ситуация на рынке виртуальной торговли. Представлены рекомендации по развитию технологий виртуальной реальности в отечественной торговле с учетом экономических санкций и импортозамещения.

Литература:

1. Габдрахманова Ч.Ш. Автоматизированная информационная система торговли на виртуальных торговых площадках // В сборнике: САПР и моделирование в современной электронике. Сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции. Брянск, 2020. С. 71–73.

2. Епифановский Д.О. Технологии виртуальной и дополненной реальности в торговле и способы их усовершенствования // В сборнике: Российская наука: тенденции и возможности. Сборник научных статей. Научный редактор Е.В. Попова. Москва, 2022. С. 40–42.

3. Измайлова А.А. Метавселенная как новая экономическая система. — Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ. — 2022. — С. 175–179.

4. Инновационный подход к анализу движения покупательских потоков / Е.А. Майорова, А.Ф. Никишин, Т.В. Панкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2022. — № 4–1. — С. 88–92.

5. Интернет-портал «Data Insight» [Электронный ресурс] // Интернет-торговля в России 2021/ — URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2021/ (дата обращения 1.10.2022).

6. Информационный портал «e-pepper.ru» [Электронный ресурс] // Ритейл в метавселенных: все по-взрослому/ — URL: https://e-pepper.ru/news/riteyl-v-metavselennykh-vse-po-vzroslomu.html?ysclid=l5grfbc2no85748868/ (дата обращения 1.10.2022).

7. Информационный портал «habr.com» [Электронный ресурс] // Кто движет рынком VR технологий и какие VR тренды будут актуальны в 2021 году? / — URL: https://habr.com/ru/post/535952/?ysclid=l5gexeehil894840250/ (дата обращения 1.10.2022).

8. Информационный портал «trends.rbc.ru» [Электронный ресурс] // Метатренды Питера Диамандиса: 20 прогнозов футуролога на 2020-е годы/ — URL: https:// trends.rbc.ru/trends/futurology/606dc3169a7947c13fa453ad?page=tag&nick=future_ scenario&from=infinityscroll/ (дата обращения 1.10.2022).

9. Информационный портал «vc.ru» [Электронный ресурс] // Тенденции и краткая статистика трансформации индустрии AR и VR в 2021 году/ — URL: https://vc.ru/u/486048-kristina-shumskaya/284867-tendencii-i-kratkaya-statistika-transformacii-industrii-ar-i-vr-v-2021-godu?ysclid=l5ge6bxl2815665373/ (дата обращения 1.10.2022).

10. Информационный портал «vc.ru» [Электронный ресурс] У H&M теперь есть магазин метавселенной, чтобы вы могли покупать одежду в виртуальном мире/ — URL: https://vc.ru/future/343292-u-h-m-teper-est-magazin-metavselennoy-chtoby-vy-mogli-pokupat-odezhdu-v-virtualnom-mire?ysclid=l5ih85272x749472467/ (дата обращения 1.10.2022).

11. Информационный ресурс «anaplan.com» [Электронный ресурс] // Countdown to 2030: The retail moment of truth is now/ — URL: https://www.anaplan.com/blog/future-of-retail-2030/ (дата обращения 1.10.2022).

12. Информационный ресурс «springer.com» [Электронный ресурс] // Systematic review and meta-analysis of augmented reality in medicine, retail, and games/ — URL: https:// link.springer.com/article/10.1186/s42492-020-00057-7 (дата обращения 1.10.2022).

13. Информационный ресурс «АКИТ» [Электронный ресурс] // Рынок интернет-торговли в России/ — URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data/ (дата обращения 1.10.2022).

14. Майорова Е.А. Перспективы использования цифровых технологий в розничной торговле // Торговля будущего: вызовы времени, концепции, стратегии и модели развития: Материалы Международной конференции — круглого стола к 115-й годовщине РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, 18 февраля 2022 года / Под общей редакцией А.Н. Столяровой, С.В. Панасенко. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. — С. 84–87.

15. Научная электронная библиотека «elibrary.ru» [Электронный ресурс] // Поисковый запрос/ — URL: https://elibrary.ru/query_results.asp/ (дата обращения 1.10.2022).

16. Онлайн-ресурс «wordstat.yandex.ru» [Электронный ресурс] // История показов по фразе «виртуальная реальность»/ — URL: https://wordstat.yandex.ru/#!/ history?words=виртуальная %20реальность/ (дата обращения 1.10.2022).

17. Особенности поведения потребителей разных поколений в процессе осуществления покупок в электронной торговле / К.Д. Зайцева, А.Ф. Никишин // Лизинг. — 2022. — № 1. — С. 19–26.

18. Панасенко С.В. Нормативно-правовое регулирование электронной торговли // Власть, бизнес и общество в цифровой экономике: глобальный и национальный контексты: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 28 февраля 2022 года. — Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-информационный центр «Фабула», 2022. — С. 46–48.

19. Панасенко С.В. Особенности покупательских предпочтений поколения Z / С.В. Панасенко, А.И. Никанорова, У.С. Полина // Торговля будущего: вызовы времени, концепции, стратегии и модели развития: Материалы Международной конференции — круглого стола к 115-й годовщине РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, 18 февраля 2022 года / Под общей редакцией А.Н. Столяровой, С.В. Панасенко. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. — С. 103–106.

20. Современная розничная торговля России: тенденции и тренды развития, направления инновационного обновления бизнес-моделей / Е.С. Кравченко, О.С. Каращук // Лизинг. — 2022. — № 3. — С. 29–39.

21. Шаталова К.Д. неочевидные проблемы виртуальной торговли // В сборнике: теория и практика экономики и предпринимательства. XVII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Симферополь, 2020. С. 279–280.

22. Эгамбердиев Э.Х. Правовые вопросы осуществления торговли объектами виртуального мира за реальные денежные средства // В сборнике: инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика. Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 100–105.

23. Электронная розничная торговля молочной продукцией: совершенствование технологий продаж / С.В. Панасенко, А.В. Бойкова, Б.О. Хашир [и др.] // Молочная промышленность. — 2022. — № 7. — С. 6–11.

1. Gabdrakhmanova Ch. Sh. Avtomatizirovannaia informatsionnaia sistema torgovli na virtualnykh torgovykh ploshchadkakh [Automated information system for trading on virtual trading floors] // In the collection: SAPR i modelirovanie v sovremennoi elektronike [CAD and Modeling in Modern Electronics]. Collection of scientific papers of the IV International Scientific and Practical Conference. Bryansk, 2020. P. 71–73. (In Russ.)

2. Epifanovskii D.O. Tekhnologii virtualnoi i dopolnennoi realnosti v torgovle i sposoby ikh usovershenstvovaniia [Technologies of virtual and augmented reality in trade and ways to improve them] // In the collection: Rossiiskaia nauka: tendentsii i vozmozhnosti [Russian Science: Trends and Opportunities]. Collection of scientific articles. Scientific editor E.V. Popov. Moscow, 2022. P. 40–42. (In Russ.)

3. Izmailova A.A. Metavselennaia kak novaia ekonomicheskaia sistema [Metaverse as a new economic system]. — Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation. — 2022. — P. 175–179. (In Russ.)

4. Innovatsionnyi podkhod k analizu dvizheniia pokupatelskikh potokov [Innovative approach to the analysis of the movement of consumer flows] / E.A. Maiorova, A. F. Nikishin, T.V. Pankina // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. — 2022. — No. 4–1. — P. 88–92. (In Russ.)

5. Internet portal «Data Insight» [Electronic resource] // Internet-torgovlia v Rossii 2021 [Internet commerce in Russia 2021]/ — Available at: https://datainsight.ru/eCommerce_2021/ (accessed 01.10.2022). (In Russ.)

6. Information portal «e-pepper.ru» [Electronic resource] // Riteil v metavselennykh: vse po-vzroslomu [Retail in the metaverses: everything is serious]/ — Available at: https://e-pepper.ru/news/riteyl-v-metavselennykh-vse-po-vzroslomu.html?ysclid=l5grfbc2no85748868/ (accessed 01.10.2022). (In Russ.)

7. Information portal «habr.com» [Electronic resource] // Kto dvizhet rynkom VR tekhnologii i kakie VR trendy budut aktual'ny v 2021 godu? [Who drives the VR technology market and what VR trends will be relevant in 2021?] / — Available at: https://habr.com/ru/post/535952/?ysclid=l5gexeehil894840250/ (accessed 01.10.2022). (In Russ.)

8. Information portal «trends.rbc.ru» [Electronic resource] // Metatrendy Pitera Diamandisa: 20 prognozov futurologa na 2020-e gody [Metatrends of Peter Diamandis: 20 forecasts of a futurologist for the 2020s] / — Available at: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/606dc3169a7947c13fa453ad?page =tag&nick=future_scenario&from=infinityscroll/ (accessed 01.10.2022). (In Russ.)

9. Information portal «vc.ru» [Electronic resource] // Tendentsii i kratkaia statistika transformatsii industrii AR i VR v 2021 godu [Trends and brief statistics on the transformation of the AR and VR industry in 2021]/ — Available at: https://vc.ru/u/486048-kristina-shumskaya/284867-tendencii-i-kratkaya-statistika-transformacii-industrii-ar-i-vr-v-2021-godu?ysclid=l5ge6bxl2815665373/ (accessed 01.10.2022). (In Russ.)

10. Information portal «vc.ru» [Electronic resource] U H&M teper est magazin metavselennoi, chtoby vy mogli pokupat odezhdu v virtualnom mire [H&M now has a metaverse store so you can buy clothes in the virtual world]/ — Available at: https://vc.ru/future/343292-uh-m-teper-est-magazin-metavselennoy-chtoby-vy-mogli-pokupat-odezhdu-v-virtualnom-mire?ysclid=l5ih85272x749472467/ (accessed 01.10.2022). (In Russ.)

11. Information resource «anaplan.com» [Electronic resource] // Countdown to 2030: The retail moment of truth is now/ — Available at: https://www.anaplan.com/blog/future-of-retail-2030/ (accessed 01.10.2022).

12. Information resource «springer.com» [Electronic resource] // Systematic review and meta-analysis of augmented reality in medicine, retail, and games/ — Available at: https:// link.springer.com/article/10.1186/s42492-020-00057-7 (accessed 01.10.2022).

13. Information resource «AKIT» [Electronic resource] // Rynok internet-torgovli v Rossii [Internet commerce market in Russia]/ — Available at: https://akit.ru/analytics/analyt-data/ (accessed 01.10.2022). (In Russ.)

14. Maiorova E.A. Perspektivy ispolzovaniia tsifrovykh tekhnologii v roznichnoi torgovle [Prospects for the use of digital technologies in retail] // Torgovlia budushchego: vyzovy vremeni, kontseptsii, strategii i modeli razvitiia [Trade of the Future: Challenges of the Time, Concepts, Strategies and Development Models]: Proceedings of the International Conference — round table for the 115th anniversary of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, February 18, 2022 / Under the general editorship of A.N. Stoliarova, S.V. Panasenko. — Moscow: Limited Liability Company «Rusigns», 2022. — P. 84–87. (In Russ.)

15. Scientific electronic library «elibrary.ru» [Electronic resource] // Search query/ — Available at: https://elibrary.ru/query_results.asp/ (accessed 01.10.2022). (In Russ.)

16. Online resource «wordstat.yandex.ru» [Electronic resource] // Display history for the phrase «virtual reality»/ — Available at: https://wordstat.yandex.ru/#!/history?words=virtual %20 reality / (accessed 01.10.2022). (In Russ.)

17. Osobennosti povedeniia potrebitelei raznykh pokolenii v protsesse osushchestvleniia pokupok v elektronnoi torgovle [Features of the behavior of consumers of different generations in the process of making purchases in electronic commerce] / K.D. Zaitseva, A. F. Nikishin // Lizing [Leasing]. — 2022. — No. 1. — P. 19–26. (In Russ.)

18. Panasenko S.V. Normativno-pravovoe regulirovanie elektronnoi torgovli [Legal regulation of electronic commerce] // Vlast, biznes i obshchestvo v tsifrovoi ekonomike: globalnyi i natsionalnyi konteksty [Power, Business and Society in the Digital Economy: Global and National Contexts]: Collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference, Stavropol, February 28, 2022. — Stavropol: LLC Publishing and Information Center «Fabula», 2022. — P. 46–48. (In Russ.)

19. Panasenko S.V. Osobennosti pokupatelskikh predpochtenii pokoleniia Z [Features of consumer preferences of generation Z] / S.V. Panasenko, A. I. Nikanorova, U. S. Polina // Torgovlia budushchego: vyzovy vremeni, kontseptsii, strategii i modeli razvitiia [Trade of the Future: Challenges of the Time, Concepts, Strategies and Models of Development]: Proceedings of the International Conference — round table for the 115th anniversary of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, February 18, 2022 / Under the general editorship of A.N. Stoliarova, S.V. Panasenko. — Moscow: Limited Liability Company «Rusigns», 2022. — P. 103–106. (In Russ.)

20. Sovremennaia roznichnaia torgovlia Rossii: tendentsii i trendy razvitiia, napravleniia innovatsionnogo obnovleniia biznes-modelei [Modern retail trade in Russia: tendencies and trends of development, directions of innovative renewal of business models] / E. S. Kravchenko, O. S. Karashchuk // Lizing [Leasing]. — 2022. — No. 3. — P. 29–39. (In Russ.)

21. Shatalova K.D. Neochevidnye problemy virtualnoi torgovli [Non-obvious problems of virtual trade] // In the collection: Teoriia i praktika ekonomiki i predprinimatelstva [Theory and Practice of Economics and Entrepreneurship]. XVII All-Russian scientific and practical conference with international participation. V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Simferopol, 2020. P. 279–280. (In Russ.)

22. Egamberdiev E.Kh. Pravovye voprosy osushchestvleniia torgovli obiektami virtualnogo mira za realnye denezhnye sredstva [Legal issues of trading in objects of the virtual world for real money] // In the collection: Innovatsionnye nauchnye issledovaniia v sovremennom mire: teoriia, metodologiia, praktika [Innovative Scientific Research in the Modern World: Theory, Methodology, Practice]. Collection of scientific articles based on materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2022. P. 100–105. (In Russ.)

23. Elektronnaia roznichnaia torgovlia molochnoi produktsiei: sovershenstvovanie tekhnologii prodazh [Electronic retail trade in dairy products: improvement of sales technologies] / S.V. Panasenko, A.V. Boikova, B.O. Khashir [et al.] // Molochnaia promyshlennost [Dairy Industry]. — 2022. — No. 7. — P. 6–11. (In Russ.)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, номер проекта № 20-010-00356.

The reported study was funded by the RFBR, project number № 20-010-00356.

Актуальность темы обусловлена повышением научного и практического интереса к заданной тематике. Основной целью работы стало изучение потенциала развития технологий виртуальной реальности в отечественной торговле. Объектом работы являлась индустрия виртуального (VR) ретейла. В качестве предмета исследования было выбрано развитие рынка виртуальной торговли в Российской Федерации.

Исследование выявило стремительный рост популярности научных изысканий, увеличение их числа, а также более массовое распространение VR-технологий (виртуальной реальности) на практике в несколько последних лет. Так, по данным научной электронной библиотеки elibrary.ru, за 2014–2016 годы представлено 56 публикаций по запросу «Виртуальная торговля», за 2017–2019 годы — 111 публикаций. В свою очередь, за 2020–2022 годы — 137 работ соответственно [15]. Эти работы касаются вопросов современных проблем виртуальной торговли, правовых аспектов осуществления торговли виртуального мира, способов усовершенствования технологий виртуальной реальности в торговле, торговли на виртуальных торговых площадках, виртуальных возможностей рынка розничной торговли, особенностей продвижения товаров и услуг на виртуальные рынки, специфики коммуникаций в виртуальной торговле, ценообразования в Интернете и др. [1, 2, 14, 18, 20, 21, 22, 23 и др.].

Еще одним подтверждением цифровой трансформации общества в сторону популяризации технологий виртуального мира является существенный рост количества интернет-запросов по теме «Виртуальная реальность» в 2022 году в сравнении с 2021 годом. Так, в 2022 году абсолютное число поисковых запросов через Yandex Search составило 299 933. В свою очередь, в 2021 году запросов было всего 246 794, что на 21,5 % меньше [16].

В ходе анализа научных работ были исследованы дефиниции, т. е. определения заданных терминов. Так, по мнению консилиума зарубежных исследователей (Пранав Парех, Ширэн Пател, Ниведита Пател и Манан Шах), указывается, что несмотря на то, что технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) часто считают одним и тем же, они имеют существенные отличия. AR (дополненная реальность) представляет собой перенос виртуальных объектов в плоскость реального мира, элементы которого трансформируются с помощью различных устройств ввода/вывода информации. Виртуальная реальность (VR) — это полноценное погружение в искусственную среду, созданную с помощью программного обеспечения. Цифровое пространство воспринимается пользователем как реальная среда, что позволяет проводить некие параллели и анализы с торговлей в классическом формате [12].

Для Цитирования:
Панасенко Светлана Викторовна, Лебедев Александр Александрович, Тенденции и перспективы развития технологий виртуальной реальности в отечественной торговле. Лизинг. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: