В последние несколько лет в России выросла значимость импортозамещения в сфере информационных технологий (IT). Его основной целью является развитие отечественного производства и инноваций, создание новых рабочих мест и повышении конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке IT-услуг [1].
В условиях геополитической нестабильности российским компаниям приходится активно работать над созданием своих IT экосистем, продуктов и услуг, замещая технологии, ушедших с рынка зарубежных компаний. В связи с этим, появились следующие тенденции на отечественном рынке развития IT сферы:
- Рост использования и разработки искусственного интеллекта (ИИ). Все больше компаний начинают применять ИИ в различных сферах, таких как медицина, финансы, производство и транспорт. Это позволяет им автоматизировать процессы, повышать эффективность и конкурентоспособность.
- Развитие электронной коммерции. Компании ежегодно увеличивают инвестиции в развитие онлайн-платформ и сервисов для удовлетворения потребностей потребителей.
- Рост использования облачных технологий. Облачные технологии становятся все популярнее, позволяя компаниям сократить затраты на IT-инфраструктуру и обеспечить гибкость и масштабируемость в работе.
- Развитие интернета вещей (IoT). С помощью IoT компании собирают и анализируют большие объемы данных для оптимизации бизнес-процессов и создания новых продуктов и сервисов.
Вышеописанные тенденции приводят к созданию новых IT продуктов, которые заменяют ушедшие западные технологий, тем самым способствуя технологическому развитию и суверенитету России. Ниже рассмотрим общеизвестные примеры импортозамещения технологий.
Компания Ростелеком создала свою собственную облачную платформу, чтобы предоставить альтернативу импортным облачным сервисам, таким как Amazon Web Services и Microsoft Azure [2]. Ростелеком также использует технологию распознавания речи в своих продуктах и услугах. Это позволяет пользователям взаимодействовать с устройствами и приложениями с помощью голосовых команд, что упрощает использование техники и повышает удобство обслуживания.