Дата поступления рукописи в редакцию: 14.10.2023
Дата принятия рукописи в печать: 02.11.2023
Настоящая работа посвящена изучению тематического разнообразия кратких информационных сообщений из газеты The Guardian и журнала The Economist.
Различные ученые изучали сходные темы, например, В.Г. Колесниченко рассмотрела тематическое и жанровое разнообразие российских и американских СМИ [5], В.И. Антонов изучил трансформации типологической и жанровой систем в современной журналистике [2], О.В. Альгина рассмотрела функционально-стилистические особенности английской газетной статьи в аспекте перевода [1], Д.Ю. Волокитин изучил рубрики и тематические разделы как пространство содержательного развития развернутой журналистской истории [3], К.Н. Козаченко и В.И. Куликович проанализировали термин «рубрика» как объект научного исследования [4]. Однако тематическое разнообразие британской качественной прессы изучается впервые.
В данной работе было проанализировано 2385 кратких информационных сообщений из качественных британских изданий: газеты The Guardian и журнала The Economist за 2017– 2019 годы.
При исследовании кратких информационных сообщений из англоязычной газеты The Guardian было обнаружено, что большинство статей посвящены политике (63,22%), на втором месте по количеству находится культура (22,2%), на третьем — статьи, сочетающие в себе тему экономики и политики и на четвертом — статьи о спорте, в то время как в журнале The Economist на первом месте тоже политика (43,16%), на втором — статьи, сочетающие в себе экономику и политику (19,19%), на третьем — экономика (16,03%), а культура — на четвертом месте (15,81%). При сравнении статей из двух британских изданий The Guardian и The Economist, было найдено, что в обоих СМИ преобладают темы политики несмотря на то, что исходя из названия журнала The Economist можно предположить, что там больше статей про экономику. Стоит отметить, что по сравнению с газетой The Guardian в журнале The Economist действительно больше статей про экономику (16,03%) в то время, как в The Guardian их 10,24%. Выборы в журнале The Economist освещены значительно лучше (11,47% статей), чем в газете The Guardian (1,76%), в то время как технологии лучше освещаются в The Guardian (10,15%), чем в The Economist (4,93%). Процентное соотношение статей по науке тоже в этих двух СМИ различаются: в The Guardian их 10,15%, а в The Economist — 5,37%. Процентное соотношение различается не очень значительно, однако характер статей там различный. В газете The Guardian в секции «экономика» очень часто присутствует освещение политических событий, к примеру, торговая война или брекзит, которые повлияли на стоимость акций, процентные ставки или курс фунта стерлингов, в то время как в The Economist статьи про экономику носят чисто экономический характер, голые факты без примеси аналитики и политики. В газете The Guardian оказалось больше статей, посвященных спорту (12,3%), так как в кратких информационных сообщениях спорту отведена особая колонка. Для сравнения, в The Economist спорту посвящено 2,65%. Статей на тему культуры в The Guardian значительно больше (24,2%), чем в журнале The Economist (15,81%). Выходу Великобритании из Европейского союза (брекситу) в The Guardian посвящено 7,8% кратких информационных сообщений, а в The Economist — 3,9%. Стоит отметить, что количество метафорических единиц, приходящихся на одну статью по брекситу, в журнале The Economist значительно больше.