Проект подготовлен Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Московским метрополитеном при поддержке АО «Трансмашхолдинг».
Цель проекта — поддержать идею выставки «Щукин. Биография коллекции» и рассказать пассажирам метро об одном из главных мировых собраний искусства европейского модернизма. Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, собравший произведения, без которых уже невозможно представить историю искусства ХХ века.
После окончания работы выставки музея основную часть коллекции можно будет увидеть в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX– XX веков.
Вагоны поезда «Русич» посвящены шести художникам: Клоду Моне, Анри Матиссу, Пабло Пикассо, Полю Гогену, Андре Дерену и Анри Руссо. Подготовкой материалов занимались научные сотрудники Пушкинского музея, кураторы выставки «Щукин. Биография коллекции». Копии знаковых произведений художников, интересные факты их творчества, курьезные случаи биографий, а также истории взаимоотношений с Сергеем Щукиным размещены внутри на стенах вагонов.
Во внешнем оформлении состава использованы узоры тканей, которые производились на фабрике Сергея Щукина. Они были воссозданы специально к этому проекту. Помимо коллекционной деятельности, Сергей Щукин был также известен как успешный предприниматель — управлял крупной текстильной империей и профессионально разбирался в тканях. Текстиль стал одним из символов выставки «Щукин. Биография коллекции».
«Метро Москвы уже давно нечто большее, чем транспорт. Это место, где чему-то учатся, узнают что-то новое и интересное из совершенно разных областей. Отличная традиция — запускать тематические поезда. Состав, посвященный выставке Пушкинского музея, стал 14-м, курсирующим в метрополитене сейчас. В среднем пассажирами тематического поезда становятся около 3 млн пассажиров», — сказал заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов.
«Чтобы поближе познакомиться с произведениями Пикассо, Матисса, Гогена, узнать больше о них, достаточно просто сесть в поезд на Кольцевой линии. Это отличный пример того, как искусство интегрируется в повседневную жизнь, становится ее частью. Ежедневно посетить эту “выездную” выставку смогут более 15 тыс. человек», — рассказала заместитель начальника метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Юлия Темникова.