По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 3.37.012.018

Тематические образовательные web-квесты по литературе

Валеева Елена Викторовна ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал)», Россия, 607220, Нижегородская обл., Арзамас, ул. К. Маркса, 36, E-mail: ev.visual@mail.ru
Напалков Сергей Васильевич ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал)», Россия, 607220, Нижегородская обл., Арзамас, ул. К. Маркса, 36, E-mail: nsv-52@mail.ru

Методика преподавания гуманитарных дисциплин в вузе и школе должна исходить из того, что современный человек наедине с образами виртуальной реальности ощущает себя вне реальных событий. В искусственно создаваемых образах и моделях человек идентифицирует себя с героями этого виртуального мира. Все это можно учитывать в практике работы, например, над литературным текстом. Опыт педагогической работы доказывает эффективность использования современных технологий: облачных технологий, интерактивных технологий образовательного назначения, образовательных web-технологий, в частности тематических образовательных web-квестов. Под web-квест технологией мы понимаем такую педагогическую технологию, которая ориентирована на творческое использование интернет-ресурсов. Первоначально тематические образовательные web-квесты получили широкое распространение в практике обучения математике, т.е. в области естественнонаучных дисциплин. Однако сегодня активно используется гуманитариями.

Литература:

1. Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: сборник статей участников Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ. — Н. Новгород: Растр-НН, 2015. — 581 с.

2. Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Иномерный человек в условиях культурной иномирности // Человек. — 2018. — № 1. — С. 57–69.

Структура информационного контента тематического образовательного web-квеста по гуманитарным дисциплинам, в частности по литературе, определяется спецификой содержания изучаемого материала, т.е. темы (например, «Немецкий романтизм»), особенностей целей и задач заключительного этапа работы над темой (рис. 1).

Материал любой учебной темы логично разделить на теоретический, который включает в себя изучение истоков явления, его социально-исторической, философской и литературной основы, терминологический и понятийный аппарат (так, в частности, при изучении темы «Немецкий романтизм» необходимо определить такие категориальные понятия, как «двоемирие», «двойственность», «романический герой», «романтический пейзаж» «герой-созерцатель» и др.), формирование соответствующих умений (анализ романтического художественного текста). Логичным представляется выделять в информационном контенте тематического образовательного web-квеста по литературе компонент <Теория>. Особую роль в гуманитаристике играют задания практического содержания, чтобы закрепить полученные знания. Для развития исследовательской самостоятельности студентов целесообразно выделять в образовательном web-квесте по литературе компонент <Приложения>. Анализ специфики содержания учебного материала учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации к использованию в вузах, показывает, что, помимо теоретического и материала для практических и семинарских занятий, в них содержатся и полезные для студентов дополнительные сведения. Не все такие сведения целесообразно включать в учебные и учебно-методические пособия по литературе. Ряд интересных вопросов и проблем «вынесены за скобки» программного материала. А между тем дополнительно изученный литературоведческий, культурологический и исторический материал может послужить основой для выполнения студентами научных исследований, предполагающих углубление или расширение лекционного материала и материала учебного пособия.

Для Цитирования:
Валеева Елена Викторовна, Напалков Сергей Васильевич, Тематические образовательные web-квесты по литературе. Вопросы культурологии. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: