По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Тема сельскохозяйственного труда в искусстве лаковой миниатюры Палеха

А. Б. Занегина канд. архитектуры, доцент кафедры основ архитектуры, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, e-mail: anna-zanegina@yandex.ru
В. К. Смоленская канд. архитектуры, доцент кафедры основ архитектуры, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, e-mail: contact@smolenskaya.info
Е. Н. Левенцева ст. преподаватель кафедры основ архитектуры, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, e-mail: sekretsv@mail.ru

В статье предлагается анализ искусства палехской лаковой миниатюры, явления уникального как по характеру материала, так и по силе неповторимости образов, методам создания художественного предмета, который превращается в драгоценность и в котором сильно выражено эпическое начало, свойственное фольклору. Приводятся конкретные примеры активного использования художниками темы сельского труда, воспевания красоты работы на земле, кроме того, делается вывод о необходимости сохранения идентичности традиционных промыслов, тесно связанных с крестьянским бытом.

Литература:

1. Левенцева Е. Н. Значение изобразительных возможностей цвета в методике обучения академической живописи // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура»: Сборник научных статей. — Гжель: ГГХПИ, 2015. — 798 с.

2. Пакунова Т. А., Миронова Е. А. Традиции и инновации в художественном творчестве // Сборник научных статей по материалам Международного научного форума «Образование. Наука Культура». — Гжель: ГГУ, 2018. — 1009 с.

3. Левенцева Е. Н. Материалы и техники, используемые в академическом рисунке // Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура». — Гжель: ГГУ, 2015. — 924 с.

4. Занегина А. Б. Проблемы визуального дискомфорта территорий садоводческих товариществ // Лесной вестник. — 2018. — Т. 2. — № 4. — С. 74–84.

5. Левенцева Е. Н. Некоторые особенности работы на пленэре для специальности «Дизайн среды» // Сборник научных статей по материалам Международного научного форума «Образование. Нау ка. Культура». — Гжель: ГГУ, 2017. — С. 229–231.

6. Занегина А. Б., Жовнерчук Н. Е. Ландшафтотерапия в городе. Городские факторы, влияющие на здоровье человека // Вестник науки. — 2019. — Т. 2. — № 12 (21).

О чем бы ни говорил художник, он говорит о своей земле, питающей творчество любого мастера. Вглядываясь в памятники истории и культуры, мы особенно остро чувствуем связь времен, единство че

Палех… Здесь исконное земледелие и хлебопашество, всегда связанная с ними патриархальность нравов уживались с очень развитым традиционным ремеслом иконописания. Палех вообще долго сохранял крестьянский уклад быта. Все изменила революция, и крестьянин-иконописец стал мастером лаковой миниатюры.

Льющаяся, как песня, праздничная мажорность образов Палеха в 1920-е гг. проникнута ощущением жизни, ее созидательным пафосом. Вместе с тем творчество палешан того периода нередко подвергалось критике за архаизм формы и «глухость» к современности. Эта критика зачеркивала декоративную специфику палехского искусства, его традиции и всю природу условности декоративно-прикладного образа. Примитивным и недалеким критикам не дано было понять, что события современности отражались в произведениях художников через условный язык, образные обобщения, олицетворения и символы, выразительность которых достигалась пластическими средствами декоративной живописи. Сказочная узорчатость лаковых изделий тех лет проникнута духом времени, в котором все бурлило и кипело. Именно современность наряду с традициями стала источником романтизации и возвышенной приподнятости образов. Золотые поля, тонкие, плавно изогнутые фигуры жниц или пахарей, быстроногих троек, задушевная напевность русских песен, переходящая в молодецкую удаль, широкое раздолье веселых хороводов — все проникнуто чувством своей земли в чудесных лаковых миниатюрах, все звучит гимном красоте, труду, поэзии!

В миниатюре появилась уравновешенная динамика, каждый элемент композиции, создавая образ, вплетаясь в одну декоративную мелодию, то нарастая, то убывая и как бы вновь повторяясь, утверждает его предметность. Это был период рождения искусства, которое многие расценивали как чудо русского народного таланта, засверкавшего на глазах у всех красотою сказки. С 1923 г. произведения Палеха участвуют во многих серьезных выставках, получают награды и дипломы, восторженно были встречены миниатюры и за рубежом.

Для Цитирования:
А. Б. Занегина, В. К. Смоленская, Е. Н. Левенцева, Тема сельскохозяйственного труда в искусстве лаковой миниатюры Палеха. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: