По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9

Телесно ориентированная психотерапия как средство преодоления картезианского подхода к телу

Леви Татьяна Самуиловна кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: levitasa36@yandex.ru

В статье раскрывается суть современной телесно ориентированной психотерапии, обусловленная культурно-историческим контекстом. В критическом ключе рассматриваются сущность картезианского механистического понимания человеческого тела и психологические проблемы, являющиеся следствием такого понимания. Показаны пути преодоления подобного отношения к человеку, смысл которых состоит в «собирании» человеческой целостности.

Литература:

1. Баскаков В.Ю. Терапия танатоса // Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М., 2005. — С. 486–507.

2. Быховская И.М. Аксиология телесности и здоровье: сопряженность в культурологическом измерении // Психология телесности между душой и телом / Ред.сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М., 2005. — С. 53–67.

3. Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950.

4. Киященко Л.П., Тищенко П.Д. Тело как сеть: трансгуманистический вызов — трансдисциплинарный ответ // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М., 2004. — С. 67–79.

5. Леви Т.С. Телесная парадигма развития личностной аутентичности. — М., 2011.

6. Мэй Р. Любовь и воля. — М., 1997.

7. Подорога В.А. Полное и рассеченное // Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М., 2005. — С. 67–138.

8. Подорога В.А. Феноменология тела. — М., 1995.

9. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М., 2005.

10. Тхостов А.Ш. Психология телесности. — М., 2002.

11. Хоружий С.С. О старом и новом. — СПб., 2002.

12. Эльконин Б.Д. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия // Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М., 2005. — С. 471–485.

Среди направлений психотерапии все больший интерес среди профессионалов и клиентов вызывает направление, именуемое телесно ориентированной психотерапией. Этот интерес представляется закономерным с точки зрения потребностей современного человека, обусловленных культурно-историческим контекстом, в который он включен. Конфликт между потребностью человека реализовать свою индивидуальную сущность, быть аутентичным в своих жизненных выборах и темпом жизни, требующим включенности в социальный процесс, достиг в наше время сильнейшего напряжения. Телесно ориентированная психотерапия призвана способствовать увеличению жизненного ресурса человека с целью содействия развитию его самоидентичности [5].

Для того чтобы раскрыть суть телесно ориентированной психотерапии, необходимо обратиться к пониманию тела в современной культуре. Тело есть культурный конструкт (В.А. Подорога), и, следовательно, проблемы, которыми занимается телесно ориентированная психотерапия, не могут изучаться вне культурологического контекста.

Оппозиции «душа — тело», «ментальное — чувственное» характерны для сознания современного человека. Европейская культура, по утверждению С.С. Хоружего, построена на дуалистической антропологии, утверждающей «…диаметральную разноприродность, противоположность души и тела; их противоположную бытийную ценность и судьбу; и, вследствие этого, целиком исключает телесное начало из духовного процесса…» [11, c. 379].

Такое исключение стало в полной мере возможным благодаря работам Декарта. Суть декартовского переворота подробно анализируется В.А. Подорогой [7]. Он пишет, что утверждение и развитие техники аутопсии в медицинском знании XVI–XVII веков не были быстрыми, этому развитию в основном мешало старое, но крайне устойчивое представление о полном психосоматическом единстве души и тела, единстве человеческой формы как божественной (и поэтому нерасторжимой, и это право на расторжение не могло быть в ведении человека). Однако в результате развития техники аутопсии смерть стала осмысляться как нарушение работы тела-машины, «длительный сбой», и поэтому не душа отходит от тела, а тело «ломается», как ломаются часы. Человек максимально дистанцируется от собственного тела и идентифицируется с собой мыслящим. Это «существование в мысли», ментальная близость, по выражению В.А. Подороги. «Между мной — мыслящим и моим телом дистанция бесконечная, разрыв и пропасть» [7, c. 105]. Между мной и моим телом всегда присутствуют знание устройства физического тела, схема тела, видение тела со стороны. Это знание — тот посредник, который вытесняет внутренний опыт, обесценивает его.

Для Цитирования:
Леви Татьяна Самуиловна, Телесно ориентированная психотерапия как средство преодоления картезианского подхода к телу. Ученый совет. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: