Возникновение цифрового здравоохранения и телемедицины как его элемента предполагает преобразование системы здравоохранения и оказания медицинской помощи на основе инновационных технологий. Все это позволит упростить, удешевить процесс получения врачебной помощи и непосредственного лечения, так как взаимодействие пациентов с медицинскими работниками перейдет на электронную основу, тем самым снизив транзакционные издержки сторон. Согласно J. Häcker, B. Reichwein, N. Turad, одно из первых применений телемедицины связало еще в 1959 г. две больницы в Монреале для передачи рентгеновских снимков. Это привело к формированию понятия телерадиологии. Эти и другие виды работ были обобщены под понятием «телемедицины» [4]. В 90-е гг. XX в. в здравоохранении было сформировано понятие «телематики», образованное от понятий «телекоммуникации» и «информатика». Телематика должна была служить преодолению пространства и времени и предоставить всем участникам системы здравоохранения данные и информацию. Системы телематики связывают, например, в больницах децентрализованные телемедицинские направления различных профессиональных областей, а также компоненты архивации и коммуникации. Тем самым они создают связь между медицинским и административным областями, служат управлению медицинскими организациями. Поэтому телематика является вышестоящим понятием в сравнении с телемедициной. В процессе развития новой экономики возникло понятие eHealth, которое переносит идею электронной коммерции eCommerce на электронный рынок услуг здравоохранении [8].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет телемедицину, как «предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ». Таким образом, телемедицина — это дистанционное предоставление медицинских услуг пациентам и дополнительного образования медработникам в рамках цифрового здравоохранения. С помощью такого научнотехнического прорыва стало возможным измерять артериальное давление, пульс и многое другое посредством мобильных приложений и сразу передавать информацию лечащему врачу, создавать врачебный консилиум по видеоконференции из специалистов из разных регионов страны, вести видеотрансляцию оперативного вмешательства в режиме реального времени, за которым могут наблюдать другие врачи и студенты, которые имеют возможность получить бесценный опыт в процессе наблюдения за реальной операцией [9]. Безусловным преимуществом стал переход на электронный документооборот в медицинских учреждениях, у пациентов появилась возможность получать электронные выписки, справки, рецепты. Телемедицина — это прежде всего высокие технологии, применение нейронных сетей и искусственного интеллекта. Такой анализ данных пациентов позволяет оперативно реагировать на необходимость профилактики потенциальных и лечения уже существующих заболеваний. Таким способом, компьютерные технологии могут проводить дистанционную диспансеризацию сотрудников и всех желающих, а также давать адресные рекомендации в зависимости от полученной информации.