— Более года прошло с момента вступления в силу приказа Минздрава РФ № 965н об определении порядка оказания медицинской помощи с применением телемедицины. Как вы оцениваете этот приказ?
— Мы давно нуждались в легализации порядка оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. До издания приказа те работодатели, которые уже пользовались аппаратными комплексами при проведении предрейсовых медосмотров (МО), были вынуждены доказывать законность своих действий, опираясь на письма министерств и ведомств, редкую судебную практику. Принятие нормативного акта изменило эту ситуацию, хотя мы ожидали больших возможностей работодателя.
Тем не менее, прямого запрета на использование телемедицинских технологий закон не содержал и раньше, поэтому для работодателей значительных положительных изменений издание приказа не принесло.
— Почему действующая система прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров больше не актуальна для предприятий? С чем это связано?
— Действующий порядок прохождения медицинских осмотров, установленный Приказом Минздравсоцразвития России № 302н, был разработан в 2010–2011‑х годах и более ориентирован на сформированный на тот момент опыт прохождения медосмотров, чем на перспективу. Мы живем в век информационных технологий и заботы об окружающем мире — мире, который ежедневно ставит перед нами множество новых задач.
При этом такой важнейший институт сохранения здоровья работника, как медицинские осмотры, проводится традиционным, советским, способом, включает в себя, как правило, несколько посещений медицинского учреждения и огромное количество бумажных документов. Такой порядок влечет за собой потерю кандидатом ценного времени, высокие финансовые затраты, в том числе, на бумажный документооборот.
Но самое главное заключается в том, что неверно оценивать состояние здоровья на какой‑то определенный момент, важно динамическое наблюдение за состоянием здоровья работника, когда бы он не обращался за медицинской помощью. Само по себе получение справки с отметкой «Годен» вовсе не значит, что состояние не ухудшается. На момент принятия решения о годности работника врач должен обладать максимальным объемом знаний об имеющихся жалобах, обращениях, пройденных анализах и обследованиях. Только так мы можем быть уверены в том, что медосмотр пройден не «для галочки», в своем ответственном отношении к каждому человеку, в безопасности при выполнении вредных или опасных работ. Безусловно, реализовать такой подход без телемедицинских технологий будет сложно.