Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) включает заботу о здоровье, в первичном уровне системы охраны здоровья (Primary Health Care).
Сталкиваясь с новыми требованиями при ограниченных ресурсах, практически все страны пытаются увеличить охват населения первичной медико-санитарной помощью, и это единственно правильный подход.
На расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8.02.2008 г определены задачи в области демографической политики и здравоохранения – Президент РФ В.В. Путин указал на необходимость сокращения уровня смертности в России более чем в 1,5 раза, среднюю продолжительность жизни в России увеличить к 2020 году до 75 лет. «Для этого нам потребуются самые серьезные, системные изменения и в организации медицинской помощи, и в техническом перевооружении медицинских организаций, и в качественном изменении кадрового потенциала здравоохранения…» [3].
Ключевым структурным подразделением, организующим ПМСП, является общая врачебная практика с главной фигурой – врачом общей (семейной) практики. Это врач, организующий и координирующий комплекс усилий, направленных на сохранение и укрепление здоровья прикрепленного населения.
Переход на систему общей врачебной (семейной) практики в России представляет собой решительный поворот к новой модели медицинского обслуживания, включающий использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (1997) под телемедициной понимается оказание медицинской помощи там, где расстояние является критическим фактором. С развитием ИКТ в других сферах медицины (образовательной, управленческой, экономической, научной) ВОЗ принят более широкий термин «электронное здравоохранение», который практически объединяет все сферы применения ИКТ в здравоохранении [10].
Необходимо отметить, что уже в первых проектах первичная медико-санитарная помощь жителям села стала объектом исследования возможностей телемедицины. Так, в США в 1989 г. телемедицина была применена в штате Техас для обеспечения дистанционной медицинской помощью сельских больниц, в 90-е годы аналогичные проекты реализованы в штатах Джорджия, Канзас и др., где были созданы консультативные сети, включавшие до 14 периферийных медицинских пунктов [9].