По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2211-02

Текстологическое повествование и его логистика: случай текстопольца

Люсый Александр Павлович АНО ВО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина», Россия, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 32а, E-mail: allyus1@gmail.com, ORCID: 0000-0002-6201-8498

Перспективы сверхповествования рассматриваются сквозь призму сверхтекста. В контекст заявленного автором ранее Крымского текста, что в дальнейшем развернулось в концепцию литературы как суммы и системы локальных текстов, помещается творчество современного прозаика Григория Панкратова. Так наглядно текст сам себя энергетически цитирует, повествование само себя оправдывает, читатель превращается в текстопольца.

Литература:

1. Бобров С.С. Рассвет полночи. Херсонида: в 2 т. — Т. 2. — М.: Наука, 2008.

2. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: в 7 т. — Т. 6 / Пер. с англ. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2008.

3. Люсый А.П. Крымский текст в русской литературе. — СПб.: Алетейя, 2003.

4. Люсый А.П. Московский текст. — М.: Вече — Русский импульс, 2013.

5. Люсый А.П. Русская литература как система локальных текстов: учебное пособие. — М.: ГИТР, 2020.

6. Люсый А.П. Цивилизация текстов: Текстологическая концепция русской культуры — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.

7. Неретина С. Произведение — текст — произведение. — СПб.: СПбГУП, 2012.

8. Панкратов Г. Душа на месте // Знамя. — 2020. — № 8. — С. 108–116.

9. Панкратов Г. Голландия // Знамя. — 2021. — № 3. — С. 9–47.

10. Панкратов Г. Севастополист // Новый мир. — 2021. — № 12. — С. 10–70.

11. Соловьев С. Улыбка Шакти. — М.: НЛО, 2022.

1. Bobrov S.S. Midnight Dawn. Chersonides: In 2 vols. T. 2. — M.: Nauka, 2008.

2. Gibbon E. The history of the decline and destruction of the Great Roman Empire: The decline and fall of the Roman Empire: In 7 vols. T. 6 / Per. from English. — M.: TERRA — Book Club, 2008.

3. Lusy A.P. Crimean text in Russian literature. — St. Petersburg: Aletheya, 2003.

4. Lusy A.P. Moscow text. — M.: Veche — Russian impulse, 2013.

5. Lusy A.P. Russian Literature as a System of Local Texts: Textbook. — M.: GITR, 2020.

6. Lusy A.P. Civilization of texts: Textological concept of Russian culture — M.; St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2022.

7. Neretina S. Work — text — work. — SPb.: SPbGUP, 2012.

8. Pankratov G. Soul in place // Banner. — 2020. — No. 8. — P. 108–116.

9. Pankratov G. Holland // Banner. — 2021. — No. 3. — P. 9–47.

10. Pankratov G. Sevastopolist // New World. — 2021. — No. 12. — P. 10–70.

11. Solovyov S. Smile of Shakti. — M.: NLO, 2022.

Статья поступила 12.10.2022.

Самый, по-видимому, краткий в истории пример повествования — знаменитый отчет Цезаря сенату: «Пришел, увидел, победил». Правда, впоследствии пришлось наращивать подробности при сохранении столь же строго обдуманного стиля в «Записках о Галльской войне», по возможности избегая вымысла или прямой лжи, но нередко применяя метод умолчания. Это стало примером для его последователей, оправдывавших свои действия в дальнейших завоеваниях и гражданской войне.

В художественной литературе образец трогательной компактности повествования связывается с написанным на спор рассказом Хемингуэя: «Продаются детские ботиночки. Неношеные». В начале было Слово. В конце, вероятно, тоже. А в промежутке — сумма и система текстов, сверхтекстов, гипертекстов. Как постигает текст-лес Сергей Соловьев в романе «Улыбка Шакти», «на языке немецкой грамматики... смысл проступал лишь с последним словом, звуком» [11, с. 459].

После опознанной отчасти и нами «текстуальной революции» в мире глокализации в качестве одной из путеводных нитей предстает локальный текст. Практически любой писатель сейчас в любой местности не столько пишет роман, сколько учреждает текст. «Итак, город звался Глинск...» (О. Ермаков, «Холст»).

Обратимся в контексте наиболее раннего из концептуализированных нами Крымского текста [3–5] к творческим новинкам писателя-севастопольца Георгия Панкратова. Герой его рассказа «Бог из троллейбуса» из подборки «Душа на месте» («Знамя», 2020, № 8) умело, без какой-либо специальной подготовки вождения овладевает ночью стоящим на приколе (прикола ради!) троллейбусом. Примерно так же, как современный писатель подключается ментальными дугами к проводам возникающего через головы поверх отдельных произведений текста. Но идущие навстречу или перегоняемые люди ничуть не удивляются движению троллейбуса в позднее время по улицам и переулкам, незнакомым с этим видом транспорта. Даже внезапно выскочившая из двора юркая полицейская машина, ненадолго испугав самозванца, вскоре свернула на набережную и скрылась из виду [8].

Для Цитирования:
Люсый Александр Павлович, Текстологическое повествование и его логистика: случай текстопольца. Вопросы культурологии. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: