По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95/.96: 613.64: 616–084

Технология обоснования приоритетных направлений профилактики компьютерной зависимости у детей и подростков

Борисова Татьяна Станиславовна канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков, УО «Белорусский государственный медицинский университет», 220036, Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: gdp@bsmu.by; alket2004@rambler.ru
Солтан Марина Михайловна канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры гигиены детей и подростков, УО «Белорусский государственный медицинский университет», 220067, Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: mvadp@tut.by
Бобок Наталья Владимировна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены детей и подростков, УО «Белорусский государственный медицинский университет», 223014, Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: nbabok@gmail.com

У современных детей и подростков существует выраженный риск формирования компьютерной зависимости, обуславливающей значительную распространенность взаимосвязанных с ней функциональных нарушений и неинфекционной патологии, что диктует необходимость гигиенического сопровождения всех внедряемых технологий информационного общества. В статье изложен алгоритм обоснования приоритетных направлений профилактических и здоровьесберегающих мероприятий в рамках обозначенной проблемы, разработанный на основе анализа факторов риска, предикторов риска и степени риска формирования компьютерной зависимости более чем у 1500 детей школьного возраста.

Литература:

1.Борисова Т. С., Солтан М. М. Методические аспекты организации первичной профилактики неинфекционных заболеваний населения // Актуальные вопросы профилактики, здоровья и болезней в современных условиях: сб. науч. тр. 32-й научно-методической конференции преподавателей медико-профилактического факультета. — Минск: БГМУ, 2016. — С. 29–36.

2.Кучма В. Р., Л. М. Сухарева, М. И. Степанова. Гигиенические проблемы школьных инноваций. — М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. — 240 с.

3.Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18.12.2006 о ключевых компетенциях обучения в течение жизни (2006/962/EC) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adukatar.net/klyuchevy-e-kompetentsii-dlya-obucheniya-v-techenie-vsej-zhizni/ (дата обращения: 27.05.2017).

4.Солтан М. М., Т. С. Борисова, В. К. Филиппова. Донозологическая диагностика и состояние здоровья школьников в условиях компьютеризации образовательного процесса // Донозология и здоровый образ жизни. — 2017. — № 1 (20). — С. 58–63.

5.Юрьева Л. Н., Т. Ю. Больбот. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. — Днепропетровск: Пороги, 2006. — 196 с.

Всеобщая информатизация является одной из отличительных особенностей нынешней эпохи развития человечества. Непрерывное совершенствование и колоссальный рост видового разнообразия технологий информационного общества и средств передачи информации, их интенсивное внедрение во все сферы жизнедеятельности, включая процессы обучения и воспитания, приводит к коренному преобразованию образа жизни современного человека, что требует гигиенической оценки и соответствующего регламентирования инноваций [2].

Интеллектуальные способности человека, дополненные скоростными возможностями электронного информационного устройства, позволяют осуществить содружество, в результате которого существенно изменяется организация человеческой деятельности при значительном повышении значимости интеллектуального компонента. Интеллектуальный компонент в данном контексте как характеристика личности требует мобилизации и концентрации всей совокупности социальных отношений человека-пользователя, включая адекватное психическое состояние и систему целевых установок. К тому же в числе 8 ключевых компетенций обучения в течение всей жизни, обозначенных рекомендациями парламента и совета Европы, значится и компьютерная грамотность, под которой понимается не только уверенное владение, но критичное пользование технологиями информационного общества с целью эффективной организации работы, досуга и коммуникаций [3].

Постоянно модернизируемая человеком среда обитания в условиях «цифрового общества» сопровождается рядом нововведений — производством новых рисков, готовность устойчивости к которым должна быть обеспечена, прежде всего, у юных потребителей подобных инноваций, так как именно дети и подростки в силу своих физиологических особенностей являются наиболее чувствительной возрастной категорией населения. В глобальном масштабе резко возрастающая и продолжающая увеличиваться с каждым годом техногенная информационная экспансия детей и подростков порождает риск формирования компьютерной зависимости и значительный рост взаимосвязанных с ней функциональных нарушений и неинфекционной патологии [4]. В результате воздействия повышенных нагрузок, обусловленных длительной работой за экраном монитора, в первую очередь страдает зрительный анализатор, нервная система и опорно-двигательный аппарат. В дальнейшем могут возникнуть нарушения со стороны эндокринной, иммунной и репродуктивной систем. Всё это предопределяет актуальность компьютеризации общества как социально-гигиенической проблемы.

Для Цитирования:
Борисова Татьяна Станиславовна, Солтан Марина Михайловна, Бобок Наталья Владимировна, Технология обоснования приоритетных направлений профилактики компьютерной зависимости у детей и подростков. Санитарный врач. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: