Всеобщая информатизация является одной из отличительных особенностей нынешней эпохи развития человечества. Непрерывное совершенствование и колоссальный рост видового разнообразия технологий информационного общества и средств передачи информации, их интенсивное внедрение во все сферы жизнедеятельности, включая процессы обучения и воспитания, приводит к коренному преобразованию образа жизни современного человека, что требует гигиенической оценки и соответствующего регламентирования инноваций [2].
Интеллектуальные способности человека, дополненные скоростными возможностями электронного информационного устройства, позволяют осуществить содружество, в результате которого существенно изменяется организация человеческой деятельности при значительном повышении значимости интеллектуального компонента. Интеллектуальный компонент в данном контексте как характеристика личности требует мобилизации и концентрации всей совокупности социальных отношений человека-пользователя, включая адекватное психическое состояние и систему целевых установок. К тому же в числе 8 ключевых компетенций обучения в течение всей жизни, обозначенных рекомендациями парламента и совета Европы, значится и компьютерная грамотность, под которой понимается не только уверенное владение, но критичное пользование технологиями информационного общества с целью эффективной организации работы, досуга и коммуникаций [3].
Постоянно модернизируемая человеком среда обитания в условиях «цифрового общества» сопровождается рядом нововведений — производством новых рисков, готовность устойчивости к которым должна быть обеспечена, прежде всего, у юных потребителей подобных инноваций, так как именно дети и подростки в силу своих физиологических особенностей являются наиболее чувствительной возрастной категорией населения. В глобальном масштабе резко возрастающая и продолжающая увеличиваться с каждым годом техногенная информационная экспансия детей и подростков порождает риск формирования компьютерной зависимости и значительный рост взаимосвязанных с ней функциональных нарушений и неинфекционной патологии [4]. В результате воздействия повышенных нагрузок, обусловленных длительной работой за экраном монитора, в первую очередь страдает зрительный анализатор, нервная система и опорно-двигательный аппарат. В дальнейшем могут возникнуть нарушения со стороны эндокринной, иммунной и репродуктивной систем. Всё это предопределяет актуальность компьютеризации общества как социально-гигиенической проблемы.