Первые прогнозы относительно формирования цифрового общества были связаны с теорией индустриализма, сформулированной в 1950– 60-е гг. Р. Ароном и У. Ростоу и разделявшей все развитие человечества на три эпохи — доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную (или информационную). «Концепция представляла достаточно стройную модель, описывавшую стадии цивилизационного развития человечества по пути технологического прогресса и их параметры — основной производственный ресурс, тип производственной деятельности, характер базовых технологий. Было показано, что существенные социальные изменения в информационном обществе связаны с экономическими трендами, где конвейерное производство, направленное на выпуск стандартизированных изделий, уступает место индивидуализированным продуктам, что отражается в стремлении общества не к стандартизации, а персонализации социальных стратегий» [4, c. 172–173].
Однако классики индустриализма, а затем постиндустриализма (включая чуть позже проявивших себя теоретиков информационного общества) Д. Белл, Дж. Нейсбит, Дж. Бенингер, Т. Стоуньер, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Е. Масуда описывали то общество, которое только формировалось, и из его наблюдаемых проявлений они могли фиксировать только отдельные тенденции, связанные с усилением роли информации и знания в этом обществе, а также компьютеризацию экономики и ее переход от крупномасштабного индустриального производства к экономике «знаний» и экономике «услуг». При этом информация рассматривалась одновременно как экономическая категория и как общественное благо, способная преобразовать в прогрессивном направлении все сферы социокультурной жизни.
Несмотря на то что принципы и основы интернета были заложены сетью ARPANET, созданной еще в 1969 г., доступ к ней был закрыт и влияния на общество и все сферы его развития эти разработки не оказывали. И только с появлением раннего варианта интернета — сети NSFNET, появившейся в 1984 г., стало очевидно, что основой информационного общества станут сетевые технологии, стремительное развитие которых — наряду с цифровыми технологиями — создаст новую основу для трансформации моделей деятельности в области экономики, бизнеса, науки, культуры.