По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Технологии регулирования рынка труда

Карл Кязимов профессор Академии труда и социальных отношений
Ключевые слова:

Задачи эффективного функционирования рынка труда часто сводятся в основном к снижению уровня безработицы и трудоустройству безработных граждан. При таком подходе не находят должного решения такие проблемы, как обеспечение спроса и предложения рабочей силы, проведение активной политики занятости, формирование конкурентоспособной и компетентной рабочей силы, развитие новых форм занятости.

Литература:

1. Федеральный закон от 20.04.1996 № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ ''О занятости населения в Российской Федерации''» (с доп. от 17.10.2007). — URL: http://www.legalacts.ru / doc / federalnyizakon-ot-20041996-n-36-fz-s / (дата обращения: 12.04.2017).

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» (ред. от 08.08.2009). — URL: http://economy.gov.ru / minec / activity / sections / fcp / rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 12.04.2017).

3. Государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013–2020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2149-р. — URL: http://www.garant.ru / news / 431726 / #ixzz4ZcWsdjEB (дата обращения: 12.04.2017).

4. Кязимов К. Г. Рынок труда и занятость населения: Учебник для вузов. — М., Перспектива, 2011.

5. Кязимов К. Г. Справочник работника газового хозяйства. — М.: Высшая школа, 2006. — С. 3.

6. Мониторинг регистрируемой безработицы. — М., 2016. — URL: http://czn.nnov.ru / ru / 301 / 891 / 316? mode=vii (дата обращения: 02.04.2017).

В регионах страны основные направления регулирования рынка труда и занятости населения реализуются в соответствии с Федеральным законом от 20.04.1996 № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ ''О занятости населения в РФ''» [1], государственной программой «Содействие занятости населения на 2013– 2020 гг.» [3], соответствующими нормативными документами государственных органов и субъектов РФ.

Исследования показывают, что рынок труда в настоящее время не соответствует прежнему представлению о нем, когда на рынке труда и в сфере занятости взаимодействовали только работодатели и безработные граждане, спрос на рабочие места отождествлялся с вакантными местами, а предложение труда — с соискателями рабочих мест.

С учетом анализа существующих трактовок понятия «рынок труда» в статье предлагается следующее авторское определение: рынок труда — система отношений и механизм взаимодействия работодателей, наемных работников и социальных партнеров по согласованию условий формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы [4, с. 90].

Существующие вызовы, возможности развития и наш анализ статистических данных мониторинга регистрируемой безработицы [6] показывают следующие ключевые проблемы общероссийского и региональных рынков труда:

  • сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
  • слабое развитие общего рыночного пространства;
  • высокий удельный вес слабо механизированных и неэффективных рабочих мест;
  • низкий уровень трудовой мобильности населения;
  • расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей;
  • несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда;
  • слабая адаптация учреждений профессионального образования (УПк требованиям региональных рынков труда, вследствие чего значительное количество молодых специалистов испытывают сложности при трудоустройстве по полученной профессии (специальности);
  • низкая конкурентоспособность на рынке труда выпускников УПО и высвобождаемых с предприятий и из организаций работников;
  • недостаточное развитие внутрифирменного обучения персонала, вследствие чего качество отечественной рабочей силы пока является критическим;
  • сокращение численности занятого населения в ряде отраслей, приоритетных для развития инновационной экономики.

В начале 2018 г. количество безработных в Российской Федерации составляло 4,3 млн человек, зарегистрированных безработных — 764 тыс. человек. В целом эти показатели считаются нормальными, однако наблюдается большая дифференциация по регионам страны, в том числе по уровню занятости молодежи.

Для Цитирования:
Карл Кязимов, Технологии регулирования рынка труда. Служба занятости. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала