В регионах страны основные направления регулирования рынка труда и занятости населения реализуются в соответствии с Федеральным законом от 20.04.1996 № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ ''О занятости населения в РФ''» [1], государственной программой «Содействие занятости населения на 2013– 2020 гг.» [3], соответствующими нормативными документами государственных органов и субъектов РФ.
Исследования показывают, что рынок труда в настоящее время не соответствует прежнему представлению о нем, когда на рынке труда и в сфере занятости взаимодействовали только работодатели и безработные граждане, спрос на рабочие места отождествлялся с вакантными местами, а предложение труда — с соискателями рабочих мест.
С учетом анализа существующих трактовок понятия «рынок труда» в статье предлагается следующее авторское определение: рынок труда — система отношений и механизм взаимодействия работодателей, наемных работников и социальных партнеров по согласованию условий формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы [4, с. 90].
Существующие вызовы, возможности развития и наш анализ статистических данных мониторинга регистрируемой безработицы [6] показывают следующие ключевые проблемы общероссийского и региональных рынков труда:
- сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
- слабое развитие общего рыночного пространства;
- высокий удельный вес слабо механизированных и неэффективных рабочих мест;
- низкий уровень трудовой мобильности населения;
- расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей;
- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда;
- слабая адаптация учреждений профессионального образования (УПк требованиям региональных рынков труда, вследствие чего значительное количество молодых специалистов испытывают сложности при трудоустройстве по полученной профессии (специальности);
- низкая конкурентоспособность на рынке труда выпускников УПО и высвобождаемых с предприятий и из организаций работников;
- недостаточное развитие внутрифирменного обучения персонала, вследствие чего качество отечественной рабочей силы пока является критическим;
- сокращение численности занятого населения в ряде отраслей, приоритетных для развития инновационной экономики.
В начале 2018 г. количество безработных в Российской Федерации составляло 4,3 млн человек, зарегистрированных безработных — 764 тыс. человек. В целом эти показатели считаются нормальными, однако наблюдается большая дифференциация по регионам страны, в том числе по уровню занятости молодежи.