По данным ряда авторов, за последнее десятилетие наметилась тенденция к росту частоты патологии органов мочевой системы, что связано как с улучшением диагностики и внедрением современных скрининговых методов исследования, так и с реальным увеличением заболеваемости, что обусловлено большой чувствительностью органов мочевой системы к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды [1, 2].
У детей с хронической болезнью почек часто выявляется врожденная аномалия развития мочевой системы, преимущественно в виде обструктивной уропатии. Обструктивные уропатии нередко сопровождаются снижением ренальных функций, ухудшением почечного кровотока с формированием нефросклероза, что приводит к инвалидизации ребенка [3, 4].
Среди обструктивных уропатий лидирующее место в детской урологии занимает мегауретер. Мегауретер у детей представляет врожденное расширение мочеточников, обусловленное обструкцией или недостаточностью устья мочеточника. Нестенозирующий и нерефлюксирующий мегауретер часто носит функциональный характер и обусловлен нарушением функции мочевого пузыря [4, 5].
Медицинская реабилитация детей с обструктивной уропатией сегодня осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России № 878н от 23.10.19 «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей» и проводится на амбулаторном, стационарном этапах, а также в условиях дневного стационара. На каждом этапе перед началом проведения медицинской реабилитации проводятся оценка клинического состояния здоровья ребенка, установление реабилитационного диагноза, оценка реабилитационного потенциала, формирование цели проведения реабилитационных мероприятий и формирование индивидуальной программы медицинской реабилитации [6–8].
Важным в медицинской реабилитации детей с функциональным мегауретером является применение технологий медицинской реабилитации, направленных на восстановление уродинамики верхних и нижних мочевых путей, стимуляцию репаративных процессов, улучшения почечного кровотока и функции почек, поскольку у детей вследствие гипоксии и гемодинамических нарушений на фоне нарушения уродинамики в последующем развивается хроническая болезнь почек [9, 10]. В связи с чем, использование лекарственных средств, оказывающих противовоспалительное, антисклеротическое, трофическое действие, таких как лекарственный электрофорез кальция, йода является патогенетически обоснованным. Кальций является вторым элементом по вовлеченности в различные физиологические и биохимические процессы, происходящие в организме. Ему принадлежит важная роль в электрогенезе нервной, мышечной тканей и регуляции сосудистого тонуса. Стимуляция кальций-зависимых рецепторов вызывает активацию продукции оксида азота, являющегося мощным вазодилататором. Ионы йода обладают противовоспалительным, дефиброзирующим действием, влияют на выработку тиреоидных гормонов, играющих важную роль в регуляции почечной гемодинамике, клубочковой фильтрации [11–13]. Важным является включение в программы медицинской реабилитации физических факторов, действие которых направлено профилактику ренальных инфекций у детей с нарушенной уродинамикой на фоне мегауретера. В этом аспекте перспективно применение селективной хромотерапии, преимущественно синего спектра. Первичный механизм действия селективной хромотерапии связывают с феноменами специфической фотоакцепции и переизлучения в ткани организма, повышая биологическую эффективность действия. Местные и рефлекторно-сегментарные эффекты селективной хромотерапии заключаются в стимуляции микроциркуляции, фагоцитоза, процессов кроветворения и антителообразования, а также в активации репарации, устранении застойных явлений в органах, блокировании воспалительных реакций, улучшении трофики тканей [14, 15]. Сегодня установлено, что синий цвет обладает выраженным бактерицидным, противовоспалительным, антисептическим, иммуномодулирующим действием. Все выше сказанное определило перспективность применения селективной хромотерапии и лекарственного электрофореза кальция, йода в медицинской реабилитации детей с функциональным мегауретером.