По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Технологии карьерного целеполагания

Ульяна НАЗАРОВА завкафедрой экономики труда, предпринимательства и маркетинга Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ

Любой молодой человек мечтает стать успешным. И главный критерий успеха, как правило, — достижения в профессиональной сфере. Если выпускник образовательного учреждения не получает желаемого рабочего места, это может подтолкнуть его к межрегиональной или межстрановой миграции.

Литература:

1. Вишневская Н. Г. Отчет по социологическому исследованию «Занятость и трудоустройство молодых специалистов: мнение работодателей» [Электронный ресурс]. — https:// docviewer.yandex.ru / ?url=ya-disk.

2. Иванова Л. Х., Назарова У. А. Профориентация — профилактика «болезни» рынка труда // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2014. — № 1 (117).

3. Кочеткова А. Минус игрек // Бизнес-журнал. — 2014. — № 2 (160).

4. Лебедева Н. Правила постановки целей // Кадровое дело. — 2004. — № 14.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I–III. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

6. Ричи Ш. Управление мотивацией: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / Ш. Ричи, П. Мартин; Пер. с англ. [Е. Э. Лалаян]; Под ред. Е. А. Климова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

7. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2008.

8. Экономическая психология: Учеб.-метод. комплекс / Сост. Г. М. Россинская. — Уфа: РИО БАГСУ, 2008.

Одним из эффективных инструментов в решении вопросов адаптации молодежи на региональном рынке труда, на наш взгляд, выступает социальнопсихологический тренинг, а точнее, вариант бизнес-тренинга, в основе которого лежит освоение выпускниками технологий карьерного целеполагания.

О том, что в профессиональном выборе выпускник системы профессионального образования должен руководствоваться принципами постановки цели, говорят многие консультанты по развитию карьеры. Обычно имеются в виду классические принципы SMART — критерии, которые образованы первыми буквами английских слов [4, с. 10]: конкретный (specifi c), измеримый (measurable), достижимый (attainable), значимый (relevant), соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Поскольку данные принципы были сформулированы для достижения бизнес-целей и для реализации управленческих функций, применительно к карьерным целям они не вполне адаптированы. Также видится недостаточность инструментария для использования вышеназванных принципов целеполагания в профориентационном поле.

Так, задав совершенно конкретную карьерную цель (например, определив в качестве конкретной желаемой должности должность начальника финансового отдела в ОАО «Газпром»), выпускник может столкнуться как с непреодолимыми трудностями, так и с разочарованием в случае ее достижения. Кроме того, в момент первоначального карьерного старта трудно определиться с достижимостью и, главное, с желаемостью того или иного варианта трудового пути.

Для более эффективного решения задач карьерного целеполагания предлагаем объединить принципы конкретности и значимости и понимать под принципом «конкретность» соответствие желаемого рабочего места совокупности всех экономических, социальных и психологических параметров глубинной потребности потенциального работника.

Действительно, при выборе места приложения своего труда удовлетворение человека, конечно же, не попадает в единственную зависимость от заработной платы, и об этом говорили еще классики теорий мотивации. Так, исконная характеристика рабочей силы — зависимость работника от окружающей обстановки: привычка к людям, место расположения, условия труда и т. п. Еще классик экономической мысли А. Маршалл [5, с. 248] совершенно справедливо писал о том, что продавцу кирпича совершенно все равно, где используется его товар — при постройке дворца или канализации, чего нельзя сказать о работнике.

Для Цитирования:
Ульяна НАЗАРОВА, Технологии карьерного целеполагания. Служба занятости. 2015;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: