Одним из эффективных инструментов в решении вопросов адаптации молодежи на региональном рынке труда, на наш взгляд, выступает социальнопсихологический тренинг, а точнее, вариант бизнес-тренинга, в основе которого лежит освоение выпускниками технологий карьерного целеполагания.
О том, что в профессиональном выборе выпускник системы профессионального образования должен руководствоваться принципами постановки цели, говорят многие консультанты по развитию карьеры. Обычно имеются в виду классические принципы SMART — критерии, которые образованы первыми буквами английских слов [4, с. 10]: конкретный (specifi c), измеримый (measurable), достижимый (attainable), значимый (relevant), соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).
Поскольку данные принципы были сформулированы для достижения бизнес-целей и для реализации управленческих функций, применительно к карьерным целям они не вполне адаптированы. Также видится недостаточность инструментария для использования вышеназванных принципов целеполагания в профориентационном поле.
Так, задав совершенно конкретную карьерную цель (например, определив в качестве конкретной желаемой должности должность начальника финансового отдела в ОАО «Газпром»), выпускник может столкнуться как с непреодолимыми трудностями, так и с разочарованием в случае ее достижения. Кроме того, в момент первоначального карьерного старта трудно определиться с достижимостью и, главное, с желаемостью того или иного варианта трудового пути.
Для более эффективного решения задач карьерного целеполагания предлагаем объединить принципы конкретности и значимости и понимать под принципом «конкретность» соответствие желаемого рабочего места совокупности всех экономических, социальных и психологических параметров глубинной потребности потенциального работника.
Действительно, при выборе места приложения своего труда удовлетворение человека, конечно же, не попадает в единственную зависимость от заработной платы, и об этом говорили еще классики теорий мотивации. Так, исконная характеристика рабочей силы — зависимость работника от окружающей обстановки: привычка к людям, место расположения, условия труда и т. п. Еще классик экономической мысли А. Маршалл [5, с. 248] совершенно справедливо писал о том, что продавцу кирпича совершенно все равно, где используется его товар — при постройке дворца или канализации, чего нельзя сказать о работнике.