Цифровизация — один из важных трендов российской экономики, способных в перспективе оказать значительное влияние на формирование технологического суверенитета страны, выхода ее на новые позиции в международных отношениях.
В связи с развитием технологий и появлением новых условий, таких как прогрессивное импортозамещение или импортоулучшение, формирование госпрограмм, инициативы отечественных ассоциаций разработчиков ПО процессы и промежуточные результаты цифровизации нуждаются в постоянном мониторинге и экспертной оценке в целях выработки наиболее конструктивных мер по содействию динамичного развития этого процесса. В статье анализируются факторы, которые, ввиду приведенных аргументов, должны быть приняты во внимание при разработке нормативных документов и государственных программ, в том числе — образовательных и в сфере информационного моделирования.
Общетеоретические и специальные научные методы, такие как системный, аналитический, сравнительно-технический, системно-структурный, диалектический.
Актуальность вопросов внедрения отечественных технологий информационного моделирования (далее — ТИМ) и автоматизации промышленных процессов в России определяется несколькими группами факторов. Это и уход иностранных вендоров, и курс нашего государства на цифровизацию экономики, и трансформация ее отдельных отраслей, и наращивание международного сотрудничества с партнерами, заинтересованными в импорте эффективных технологий и качественного российского ПО. Явным стимулом для интеграции отечественных ТИМ и систем автоматизированного проектирования (далее — САПР) в производство выступает Указ Президента Российской Федерации № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [1], вводящий запрет на закупки импортного софта для объектов критической информационной инфраструктуры с 31 марта 2022 года, а также Постановление Правительства № 331 [2] и Постановление, его дополняющее, касающиеся обязательного применения информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов, возводимых по госзаказу с 1 июля 2024 года.