По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Технологии формирования речевой компетентности сотрудников дипломатической службы

Овсянникова Ольга Александровна исполнительный директор Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, канд. пед. наук, доцент, e-mail: olga.owsyannickowa@yandex.ru

В статье рассматривается практика речевой подготовки специалистов дипломатической службы. Анализируется процесс формирования речевой компетентности данных специалистов на современном этапе в ведущих дипломатических вузах нашей страны. Раскрываются особенности развития речевых навыков и умений при изучении речевых дисциплин.

Литература:

1. Бочарников И. В. Мэтр российской дипломатии. Виталий Иванович Чуркин//Дипломатическая служба. — 2017. — № 5. — С. 102.

2. Бочарников И. В. «Мягкая сила» как феномен современной мировой политики//Дипломатическая служба. — 2018. — № 2. — С. 58–66.

3. Винокуров В. И. Дипломатия и разведка как средства осуществления внешней политики: Общее и особенное. — М.: Русская панорама, 2015. — 288 с.

4. Гальперин П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения действий/П. Я. Гальперин. — М.: АПН РСФСР, 1968. — 86 с.

5. Иванов И. С., Мешков А. Ю. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802–2002. В 3-х тт. Т. 2. 1917–2002. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

6. Колеватова М. И., Дегтева И. В. Речевая культура дипломата как составляющая имиджа//Международный научно-исследовательский журнал. Вып. 5 (47). Ч. 4. — С. 43–44.

7. Овсянникова О. А. Зарубежный опыт лингвистической подготовки дипломатов на примере США//Дипломатическая служба. — 2018. — № 4. — С. 36–44.

8. Овсянникова О. А. Отечественный опыт лингвистической подготовки дипломатов//Дипломатическая служба. — 2019. — № 3. — С. 56–61.

Речевая компетентность способствует успешной деятельности специалиста, повышению его активности, решению профессиональных задач, является одним из основных условий формирования личности профессионала. Безусловно, повышение качества речевой подготовки требует научно обоснованного содержательного и методического обеспечения. Цель данной статьи — рассмотрение перспективных направлений формирования речевой компетентности дипломатических сотрудников на современном этапе, методик речевой подготовки в ведущих дипломатических вузах нашей страны с целью изучения опыта и возможности его применения в практической деятельности российских дипломатов.

Формированию и развитию речевой компетентности дипломатических сотрудников уделялось всегда большое внимание, поскольку владение речевой культурой на самом высоком уровне помогает сформировать положительный имидж дипломата, развить умение чётко и ясно излагать свои мысли, а также способность осуществлять психологическое воздействие на собеседника и в ходе переговоров добиваться требуемого результата.

Сегодня положительный имидж — «специально формируемый образ, который психологически и эмоционально воздействует на окружающих, позволяет достичь определенного эффекта в общении с другими людьми, помогает окружающим создать определенное мнение» [8] и является неотъемлемой частью культуры социального общения.

Существенные различия между необходимым уровнем речевой культуры сотрудника и реальным состоянием коммуникативной компетентности специалистов характеризует сложность задач, стоящих перед профессорско-преподавательским составом в плане подготовки кадров, и необходимость обратиться к опыту ведущих дипломатических вузов России.

Дипломатическая служба — сфера деятельности людей незаурядных. Неслучайно в Министерстве иностранных дел и в российских дипломатических представительствах за рубежом служили многие выдающиеся представители русской культуры. Проблема подготовки дипломатических сотрудников нашла освещение в работах многих российских исследователей.

Для Цитирования:
Овсянникова Ольга Александровна, Технологии формирования речевой компетентности сотрудников дипломатической службы. Дипломатическая служба. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: