Речевая компетентность способствует успешной деятельности специалиста, повышению его активности, решению профессиональных задач, является одним из основных условий формирования личности профессионала. Безусловно, повышение качества речевой подготовки требует научно обоснованного содержательного и методического обеспечения. Цель данной статьи — рассмотрение перспективных направлений формирования речевой компетентности дипломатических сотрудников на современном этапе, методик речевой подготовки в ведущих дипломатических вузах нашей страны с целью изучения опыта и возможности его применения в практической деятельности российских дипломатов.
Формированию и развитию речевой компетентности дипломатических сотрудников уделялось всегда большое внимание, поскольку владение речевой культурой на самом высоком уровне помогает сформировать положительный имидж дипломата, развить умение чётко и ясно излагать свои мысли, а также способность осуществлять психологическое воздействие на собеседника и в ходе переговоров добиваться требуемого результата.
Сегодня положительный имидж — «специально формируемый образ, который психологически и эмоционально воздействует на окружающих, позволяет достичь определенного эффекта в общении с другими людьми, помогает окружающим создать определенное мнение» [8] и является неотъемлемой частью культуры социального общения.
Существенные различия между необходимым уровнем речевой культуры сотрудника и реальным состоянием коммуникативной компетентности специалистов характеризует сложность задач, стоящих перед профессорско-преподавательским составом в плане подготовки кадров, и необходимость обратиться к опыту ведущих дипломатических вузов России.
Дипломатическая служба — сфера деятельности людей незаурядных. Неслучайно в Министерстве иностранных дел и в российских дипломатических представительствах за рубежом служили многие выдающиеся представители русской культуры. Проблема подготовки дипломатических сотрудников нашла освещение в работах многих российских исследователей.